Акустический комбоусилитель Cort AF60, описание и модернизация

Комбик для акустической гитары. Что меня вынудило купить данный девайс? Экзистенциальная нужда. Купив электроакустическую гитару “Ibanez EW-20”, первое время я подключал её в широкополосный усилитель TDA7294 через спикерсимулятор “AMT Chameleon CN-1”, но что-то меня не устраивало в этом сухом и плоском звучании без ревера и каких-либо отражений. Первое время играл без всяких комплексов, радуясь возможностям новой электроакустики со струнами “D’Addario EZ-900”, даже в режиме unplugged. Но со временем смутное чувство начало все сильнее подтачивать меня, поскольку в звуке много чего не хватало: объема, реверса, хоруса и т.п.

В марте 2019 года мне пришел на продвижение сайт guitar-guitar.ru, где спустя некоторое время я высмотрел в разделе «Комбо для акустических гитар» весьма любопытный аппарат “Cort AF-60”, который понравился чисто внешне с первого взгляда. Что ни говори, но понимая это лишь подсознательно, мы часто западаем на вещи, которые нравятся чисто внешне. А технические моменты здесь уже играют второстепенную роль. Торжество UI/UX дизайна на лицо.

Этот аппарат обшит кремово-белой винилискожей, имеет все ручки управления на передней панели, и позволяет использовать себя в качестве монитора с аналогичным расположением на полу. То есть он может стоять как перпендикулярно полу, так и наклоняться в диагональ, подобно сценическому монитору. Я посмотрел несколько роликов на Youtube как 30-ти, так и 60-ватнного аппарата, и только укрепился во мнении заиметь такой комбик.

После четырехмесячного ожидания на pop-music.ru, окончательно отчаялся в появлении там заветного аппарата, и нашел в челябинском магазине maestro-74.ru заветный акустический комбо по цене немного меньше, чем в первом магазине. Посылка пришла из Челябинска до Омска «Деловыми линиями» за три дня в целости и сохранности.

Первый день я был в абсолютном восторге, играя почти на полной мощности с хорусом и реверсом любимые вещи Металлики, Цоя, Шевчука и собственного сочинения. На второй день обнаружился весьма ощутимый «шум моря», доносившегося из трех динамиков в перерывах между песнями. Этот момент в раз обескуражил меня до невозможности. Разумеется, это непрофессиональный аппарат, но даже для домашнего использования шумит он просто безбожно. Принимая во внимание достаточно шумный встроенный звукосниматель «Inanez SRTn», я делал скидку на то, что виновен во всем именно он.

Все это вынудило меня в первые же выходные разобрать агрегат и посмотреть, что там прячется внутри. Об этом расскажу подобнее.

Сам ящик собран очень добротно: все стенки проклеены изнутри, снаружи на винилискоже едва видны швы, металлические уголки на передней панели – все по канонам жанра. Пайка соединений и радиоэлементов на двустороннем текстолите очень аккуратная, все провода скреплены стяжками, висячие провода посажены на термоклей к плате, термопаста между микросхемами усилителя мощности и радиатором. Разочаровало два момента: электролиты в двуполярном блоке питания всего 3300 mF по одному в каждом плече и микросхемы TDA2050 в мостовой схеме включения с драйвером LM7805. Обескураживающий момент. В гитарном комбоусилителе современной интерпретации хотелось увидеть дискретные элементы в виде транзисторов, но не тут то было! Инженеры нашего времени тоже превратились в маркетологов, и заранее просчитывают прибыли и риски при сбыте аппаратов, поэтому выбирают беспроигрышные и практичные варианты в схемотехнике. А я думал, что микросхемы TDA давно уже канули в лету, и находят применение только в радиолюбительских конструкциях УНЧ. Но реалии таковы, что разобрав даже какие-нибудь «студийные мониторы начального и среднего уровня», мы рискуем наткнуться на пресловутые микросхемы TDA7294, TDA2030, TDA2050 и им подобные. И это аксиома, уважаемые любители студийного звука и начинающие аудиофилы.

Данные микросхемы весьма неплохи за свою цену и простоту сборки, но они заметно проигрывают по низам и детализации звука по сравнению с УНЧ на дискретных элементах и тем более лампах.

Второй момент, который я ощутил – это немного мутноватая реверберация. Вспоминая пружинный ревер электрогитарных усилителей, этот цифровой DSP вносит в звучание какую-то неестественную пластмассу. Покачав комбарь, мы не услышим привычных всплесков пружинок, как у «Ibanez TBX-30R», например. Это ощущение потерянного рая. Все превращается в безжизненную цифру, где нет места естественным аналоговым процессам.

Третий момент – это жуткая фоняра, раздающаяся из динамиков. Во время игры в принципе не обращаешь на это внимание. Но стоит прислушаться в перерывах между игрой – о, ужас – до ушей доносится звук морского прибоя в самом конкретном воплощении. Делая скидку на шумную электронику гитары “Ibanez EW-20”, я выдернул джек из входного гнезда, в надежде услышать полную тишину, зная, что при выдернутом штеккере происходит замыкание входного сигнала на землю. Не тут то было. Cort AF60 продолжал воспроизводить шум моря чуть-чуть меньше, чем при подключенной гитаре. Я оказался в чистом недоумении.

Четвертый момент – это громкий щелчёк при выключении комбоусилителя. Что автоматически говорит об отсутствии пленочного конденсатора в первичной обмотке силового трансформатора.

Модернизация комбо для акустической гитары CORT AF-60

После обнаружения всех описанных недостатков, я загорелся идеей исправить их как можно скорее. О чем повествую подробнее.

Я подпаял пленочный кондер 0,68mF/250V параллельно обмотке силового транса и припаял перемычку между сигнальным и экранным контактом входного джека, чтобы при отсутствии штеккера в разъеме происходило замыкание сигнала на землю для полной тишины в динамиках усилителя.

Но результат не оправдал ожиданий: комбик по-прежнему продолжал щелкать и шуметь при выдернутом штеккере. Что наталкивает на другие мысли: фонит этот прибор либо из-за микрофонного усилителя, либо из-за цифровых DSP эффектов, либо из-за отсутствия ФНЧ-фильтра на входе преампа. В общем, бог их знает, но где-то инженеры накосячили при проектировании и тестировании сего комбоусилителя. А зря. Аппарат в целом неплох, звучит весьма атмосферно, хоть и не чувствуется заявленных 60 Вт мощности, максимум 20 Вт – по субъективным ощущениям. Впрочем, обнаружив в мощнике две TDA2050 – большего уже не предполагалось.

Выбор акустического комбоусилителя, как выбрать комбик для акустической гитары?

Опишу наиболее популярные модели комбиков для акустической гитары, которые я рассматривал при выборе:

  • Marshall AS-50D
  • Fender Acoustasonic 40
  • Ibanez Troubadour T35
  • Roland AC-40
  • Belcat Acoustic-25RC
  • Cruizer CR-35A
  • Fishman Pro LBX

Вот, пожалуй, наиболее примечательные акустические модели, не считая Roland, Bugera, Behringer, Randall, Yamaha, Ampeg, Nux, Vox и других менее известных брендов. Описания каждого из них можно легко найти в открытом доступе, есть также видео на Youtube.

Как правило, акустический комбо имеет на борту эффект хоруса и ревербератора, микрофонный вход с регулировкой громкости, вход Aux для подключения внешних источников сигнала для игры под минус, линейный выход на микшерный пульт или звуковую карту для записи, выход на наушники, регулировку Anti-feedback (или Notch filter).

Данный функционал примерно одинаков для аппаратов от 10 до 50 Вт. Он предоставляет музыкантам весьма удобное решение для домашнего музицирования и выступлений на концертных площадках, где можно использовать привычный слуху звук как мониторный вариант.

Во всем остальном выбор зависит от индивидуальных предпочтений в плане дизайна и, конечно же, финансовых возможностей.

Ещё одно наблюдение: ревербератор всех данных аппаратов встроен в DSP, то есть в цифровой процессор. Ни один из перечисленных комбо не имеет пружинного ревера, который более естественен и приятен для слуха. Возможно, это инженерное решение направлено на подавление нежелательных заводок, но скорее всего, просто экономия и упрощение серийного производства.