Спиноза. Этика как математический трактат

Баренд Граат. Портрет Спинозы. 1666
Баренд Граат. Портрет Спинозы. 1666

Каждый, кто знаком с трудам Спинозы, знает, какую высоконравственную концепцию отстаивает мыслитель.

Его знаменитый трактат "Этика" построен по принципам математики: сначала он даёт определения, потом аксиомы, из них выводит теоремы, и иногда добавляет схолии - размышления на тему теорем или их доказательств.

И, конечно, отправная точка его этической концепции - Бог. Только вот его Бог отличается от того, который признан в иудаизме (Спиноза был евреем).

"Есть люди, которые воображают, будто Бог подобно человеку состоит из тела и души и подвержен страстям. Но уже из доказанного ясно, как далеки они от познания истинного Бога. Однако их я оставляю в стороне. Ибо все, которые каким-либо образом размышляли о Божественной природе, отрицают телесность Бога".
Спиноза. Этика. О БОГЕ Теорема 15. Схолия

Возможно, именно воззрения Спинозы на божественную сущность привели к тому, что автора "Этики" в своё время выгнали из Амстердама: местная синагога попросила власти осудить философа за "угрозу благочестию и морали".

Но в своей Этике он демонстрирует обратное. Он учит людей изучать добро и зло, быть сильными духом, свободными, благодарными, скромными, честными - и не устаёт доказывать и разъяснять свои поучения:

О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАБСТВЕ ИЛИ О СИЛАХ АФФЕКТОВ
Теорема 72
Человек свободный никогда не действует лживо, но всегда честно.
Доказательство. Если бы человек свободный как таковой делал что-либо лживое, то он делал бы это по предписанию разума (ибо только в этом смысле он и называется нами свободным); а потому действовать лживо было бы добродетелью (по т. 24), и следовательно (по той же т.), каждому для сохранения его существования предпочтительнее было бы действовать лживо, т. е. (само собой ясно) для людей предпочтительнее было бы быть согласными друг с другом только на словах, а на деле быть противными; а это (по кор. т. 31) нелепо. Следовательно, человек свободный и т. д.; что и требовалось доказать.

В нравственном смысле его философия близка к философии Эпикура: Спиноза тоже приветствует скромные различения, умеренность, терпеливость.

А главное, поступать правильно, по Спинозе, - уже наслаждение.

О МОГУЩЕСТВЕ РАЗУМА ИЛИ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЕ
Теорема 42
Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель; и мы наслаждаемся им не потому, что обуздываем свои страсти, но, наоборот, вследствие того что мы наслаждаемся им, мы в состоянии обуздывать свои страсти.

Он отказался занять кафедру философии, боясь потерять свободу, и не стал публиковать Этику, боясь потерять жизнь за свои убеждения.

После его смерти Этика по его завещанию была опубликована.

А через год власти запретили все его произведения.