Анализ привлекательности прямого инвестирования в Россию 2018

Оценка инвестиционной привлекательности России с точки зрения факторов влияния на прямые иностранные инвестиции.

Проведем оценку инвестиционной привлекательности России с точки зрения прямых иностранных инвестиций.

Рассмотрим динамику бюджетного дефицита и профицита (Рис. 2.1)[1]:

Рис. 2.1

млрд руб.

Согласно статистическим данным в период с конца 2014 года по начало 2018 года в среднем, дефицит бюджета РФ составлял 1,5 триллиона рублей, но по итогу на ноябрь месяц 2018 года государственный бюджет является профицитным, превышение доходов над расходами составляет более 2 триллионов рублей. Данный показатель может быть индикатором ухудшения или улучшения налоговой политики государства. С 2019 года государство вводит повышение НДС с 18% до 20%, что отразится на налоговых поступлениях в государственный бюджет, но сыграет отрицательную роль на маржинальность всех предприятий в экономике страны.

Также рассмотрим динамику курса национальной валюты RUB по отношению к Американскому Доллару USD за период с 2008 года по 2018 (Рис. 2.2)[2]:

Рис. 2.2

руб.

Российский рубль сильно обесценился, отрицательный тренд для потенциала нашей валюты начался со второго квартала 2014 года, что несомненно связано с политическими проблемами нашей страны, а также секционным давлением различных крупных банков и других компаний. Инвестиционная привлекательность для иностранного инвестора возникает, когда национальная валюта имеет постепенный тренд к ослаблению, но не резкий шок в обесценении, который тянет экономику вниз, способствуя резкому сворачиванию деловой активности и банкротству многих предприятий.

На рисунке (Рис. 2.3)[3] представлена динамика числа банкротств по годам:

Рис. 2.3

Число юр. Лиц банкротов

Можем заметить, что в докризисное время (до 2014 года) число банкротств в экономике было существенно ниже, что также доказывает отрицательное воздействие санкционной политики и высокому курсу доллара на экономику России. На данный момент, данный тренд, начиная с четвертого квартала 2017 года, постепенно угасает, и число банкротств из квартала в квартал становится меньше. Положительный тренд на последний год играет положительную роль на инвестиционную привлекательность страны.

Теперь рассмотрим еще один важный макроэкономический показатель – уровень инфляции, который характеризует повышения уровня цен (Рис. 2.4) [4]:

Рис. 2.4

Проценты

Данный показатель имел большие значения в 2015 году, что несомненно имело свое отрицательное отражение в покупательской способности населения и влияния данного фактора на деятельность различных компаний. На данный момент (ноябрь 2018) фактическая инфляция составляет 3,5%, что существенно ниже, чем периодом ранее, график инфляции имеет отрицательный тренд на всем периоде, что играет положительную роль в укреплении стабильности экономической деятельности страны. Данную положительную динамику иностранный инвестор может включить в положительную сторону для инвестирования в Россию.

Исследуя макроэкономические показатели также следует рассмотреть государственный долг страны (Рис. 2.5)[5]:

Рис. 2.5

млрд руб.

Рост числа проданных государственных облигаций является дополнительным источником финансирования для страны, но обременяет экономику на выплату % по долгу и номинала, при активном росте выпущенных облигаций необходимо рассмотреть динамику % ставок по данной ценной бумаге, если ставки из года в год также стремительно растут, то существует риск дефолта, что имеет существенное отрицательное влияние на инвестиционную привлекательность страны. Для анализа приведем динамику ставки доходности по 10 летним облигациям федерального займа РФ (Рис. 2.6)[6]:

Рис. 2.6

Проценты

Линейная зависимость между трендами роста количества выпущенных облигаций и динамики изменения % ставки по облигации не наблюдается, значит риск банкротства не велик, следовательно, данный показатель также будет рассмотрен с положительной стороны с точки зрения иностранного инвестора.

Помимо макроэкономических факторов влияния на инвестиционную привлекательность следует рассмотреть фактор влияния расходов на Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в стране. Приведем сравнительный анализ средних суммарных расходов на НИОКР от общей выручки компаний по странам (Рис. 2.7)[7]:

Рис. 2.7

Проценты

Доля НИОКР, которую отправляют Российские компании от выручки, в среднем, достаточно низкая по сравнению с экономиками стран, где научно технический прогресс компаниями рассматривается как драйвер будущего роста компаний и поддержания мирового лидерства на международных рынках.

Теперь рассмотрим социальные факторы, а именно расходы РФ на здравоохранение и образование в сравнении с данными расходами бюджета США. Для анализа берутся данные показатели, так как проводимая политика государством влияет на продолжительность жизни, а именно будущего персонала инвестора, и на степень образованности населения, что будет характеризует степень компетентности наемного персонала иностранного инвестора. Приведем данные по расходам бюджета США и России за 2015 год (Рис. 2.8):

Рис. 2.8

млрд долл. США

Если рассматривать отношение затрат России и затрат США на здравоохранение, то можем увидеть большую разницу в отношении стран к данным статьям расходов. В США человеческий капитал, на данный момент, ценится больше чем в России, тем самым можно сделать вывод о том, что данный фактор отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность России.

Также следует рассмотреть уровень развития институциональной среды России. По аналитическим данным[8] Россия занимает 135 место из 180 стран в рейтинге наименее коррумпированных государств, что несомненно, создает определенные барьеры для входа на рынок различным иностранным инвесторам, от этого страдает уровень честной конкуренции (в рамках закона) и судебная система, таким образом данные факторы являются одними из ключевых в оценке инвестиционной привлекательности России.

Особенно важным фактором для такой большой страны как Россия для привлечения иностранных инвестиций является развитая инфраструктурная дорожная сеть и наличие особых экономических зон. Приведем данные по плотности сети автомобильных дорог с учетом плотности населения: страны БРИКС и Восточной Европы (Рис. 2.9)[9]:

Рис. 2.9

Кф.

По данным Коэффициента Энгеля Россия отстает по уровню развития дорожной сети от многих стран, что также не создает инвестиционной привлекательности, за исключением инвестиций, связанных в строительство платных и федеральных трасс.

В оценке инвестиционной привлекательности страны также следует рассмотреть степень развития особых экономических зон, так как участники данных зон имеют различные налоговые, таможенные, административные и финансовые льготы. На данный момент из 26 парков действует только 9[10], остальные в стадии создания. Главной проблемой реализации данных кластеров[11] также остается коренная проблема России – коррупция, а именно существует большая проблема за контролем расходования средств на реализацию данных крупных проектов, зачатую, местные чиновники вместо того, чтобы инвестировать бюджетные деньги в проекты, занимались их размещением на банковских счетах, зарабатывая себе проценты, это огромная и острая проблема, которая носит, к сожалению, системный характер, многих региональных властей . Таким образом данная политика в отношении реализации и контроля средств над реализацией проектов по особым экономическим зонам требует тщательного контроля со стороны федеральных органов власти, иначе привлекать иностранные инвестиции в Россию становится все сложнее и сложнее. Данный фактор также может быть расценен как отрицательный с точки зрения инвестиционной привлекательности для иностранного инвестора.

Помимо вышеуказанных факторов, следует отметить, особо важный для нашей страны фактор, -политические риски. Санкционная политика Западных стран создает особое напряжение в отношении инвестиционной привлекательности России, ухудшение показателей по многим вышеуказанным факторам не только за счет внутренних проблем контроля и финансирования инвестиций, но и за счет экономических ограничений России. В данной ситуации, в совокупности всех вышеуказанных проблем, особенно сложно привлекать прямые иностранные инвестиции. Представим динамику прямых иностранных инвестиций по годам в РФ (Рис. 3.0)[12]:

Рис. 3.0

млн долл. США

До 2014 года можем заметить высокие показатели привлеченных прямых иностранных инвестиций в РФ, относительно всего наблюдаемого ряда. Начиная с момента санкционной деятельности в отношении России, мы наблюдаем сильный спад в прямых инвестициях со стороны зарубежных стран. Санкции – данный политический риск сыграл значимую роль в ухудшении привлечения прямых иностранных инвестиций, которые могли бы способствовать большему росту Российской экономики.

Подводя итог об инвестиционной привлекательности прямых иностранных инвестиции, можно сделать вывод о том, что Россия, на данном этапе при данных обстоятельствах развития, пока не имеет удовлетворительного инвестиционного климата для привлечения “долгих” прямых иностранных инвестиций, о чем и свидетельствует отрицательная динамика (Рис. 3.0).

Источники:

[1] https://ru.tradingeconomics.com/russia/government-budget-value

[2] http://www.cbr.ru/currency_base/dynamics/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.mode=2&UniDbQuery.date_req1=&UniDbQuery.date_req2=&UniDbQuery.VAL_NM_RQ=R01235&UniDbQuery.FromDate=01.01.2008&UniDbQuery.ToDate=10.11.2018

[3] http://www.forecast.ru/default.aspx

[4] https://ru.tradingeconomics.com/russia/inflation-cpi

[5] https://ru.tradingeconomics.com/russia/government-debt

[6] https://ru.investing.com/rates-bonds/russia-10-year-bond-yield

[7] https://icss.ru/vokrug-statistiki/rasxodyi-na-niokr

[8] https://nonews.co/directory/lists/countries/corruption

[9] Аналитический Вестник №3 (556), Аналитическое управление аппарата совета федерации, Москва, 2015– стр.7

[10] https://russiaindustrialpark.ru/article/perechen-spisok-osobyh-ekonomicheskih-zon-rossii-2018-god

[11] https://moluch.ru/th/5/archive/90/3244/

[12] http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs