Развивается ли мозг человека во взрослом состоянии?

Все мы знаем как важен опыт, получаемый в детстве для развития мозга.

В подростковом возрасте мозг человека так же активно перестраивается. Это связано с гормональным выбросом, вследствие чего изменяется тело, и мозг должен приобрести опыт для эффективного управления этим телом. А так же мозг ждут изменения, запрограммированные нашими генами. Для сравнения реакции мозга на окружающий мир подростка и взрослого человека был проведен эксперимент.

Все понимают, что у подростков не такой взгляд на мир как у детей и взрослых, однако мало кто знает, что они не выбирают свой “взгляд на мир”, т.к. это всего лишь изменения в мозге выполняют свою программу, их состояние определяется биологией.

Добровольцев разного возраста незаметно подключили к инструменту, отслеживающему уровень стресса. Далее их сажали в стеклянную витрину магазина, и наблюдали как они будут реагировать на прохожих. У взрослых уровень стресса оставался стабильным и довольно низким, хотя им было не комфортно, в то время как у подростков уровень стресса в данной ситуации зашкаливал.

В чем же различие между реакцией подростка и взрослого? Ответ лежит в префронтальной коре головного мозга. Она активируется когда Вы оцениваете эмоциональную важность текущей ситуации, и когда Вы думаете о себе. По мере взросления, активность в этом отделе растет, и достигает пика в возрасте примерно 15 лет. Социальные взаимодействия имеют большой психологический вес. У взрослых такие ситуации не вызывают большого стресса, в то время как у подростка это вызывает шквал бурных эмоций, и огромный уровень стресса, но это вовсе не означает, что они зациклены на себе. У подростков некоторые участки коры еще не сформированы. У взрослых эти участки отвечают за последствия действий, поэтому подростки легче идут на риск.

А что же происходит во взрослой жизни? Мозг перестает меняться? Действительно, основные изменения в мозге завершаются к 20-ти годам. Долгое время ученые считали, что после этого возраста мозг не меняется. Пока не появилась функциональная магнитно-резонансная томография.

На ней решили проверить людей, которые должны были сдать экзамен в престижную службу такси в Лондоне. Чтобы сдать такой экзамен, водителям необходимо было запомнить все названия улиц, всех значимых объектов на карте, и уметь мысленно составить маршрут из любой точки в любую. То есть карту со всеми мельчайшими деталями человек должен был удерживать в голове. Карта Лондона - одна из самых больших и сложных, поэтому испытуемые проходили обучение в течение 4-ех лет.

Нейробиологи проводили исследования мозга этих водителей до, во время и после подготовки. Изменения были обнаружены в задней части гиппокампа, который является фундаментом пространственной памяти. Сначала гиппокамп никак не выделялся, но к концу подготовки он увеличился в размерах.

Развивается ли мозг человека во взрослом состоянии?

То есть на этом примере мы понимаем, что мозг взрослого человека все еще остается пластичным.

Мозг может быть трансформирован многими видов деятельностей, например игра на музыкальном инструменте.

Любой опыт меняет физическую структуру мозга. Но не любое изменение может быть нам подконтрольно. Примером может послужить письмо, найденное полицией после трагедии в Остине, штат Техас. Чарльз Уитман был примером для подражания, был скаутом, уволился со службы с положительными характеристиками. Потом работал банковским клерком, и учился на инженера. Это было его письмо.

Развивается ли мозг человека во взрослом состоянии?

После того, как он его написал, он совершил массовое убийство, при этом он убил и своих родственников тоже. В письме он просил, чтобы после его смерти было проведено вскрытие его мозга, потому, что он говорил, что не понимает, что с ним происходит, и хочет чтобы было произведено исследование на наличие заболевания. Его просьбу выполнили, и обнаружили в области миндалевидного тела мозга опухоль, размером с монету. Она сдавливала миндалевидное тело, которое отвечает за формирование страха и агрессии. В связи с этим Уитман совершил поступок, который никак не был свойственен ему.