Как начать развиваться в бизнесе? Во что инвестировать в кризисные времена, чтобы не прогореть?

31 May 2020
Как начать развиваться в бизнесе? Во что инвестировать в кризисные времена, чтобы не прогореть?

В кризис, в трудное время для старта, в изменчивой финансовой среде миллионы предпринимателей и десятки миллионов молодых людей находятся в поиске безопасной гавани. Мы все ищем возможность, счастливый шанс заработать денег, получить стабильность и независимость. Некоторые ищут возможности для финансового роста и выгодного инвестирования. В этой и в нескольких последующих статьях мы исследуем этот вопрос, я поделюсь с читателями своим мнением и идеями на этот счёт. И начнём мы с самого старта. Когда денег нет или их очень мало.

Итак, с чего начинать молодому человеку или тому, кто решил встать на путь предпринимательской деятельности?

Бенджамин Франклин более ста лет назад писал, что лучшая инвестиция - вложение в собственное образование. И действительно, тогда Америка переживала бурный экономический и промышленный подъём. Везде начали требоваться квалифицированные рабочие, инженеры и менеджеры. Человек с высшим образованием, да и вообще с каким-нибудь специальным образованием, сильно выделялся среди сотен и тысяч необразованных коллег. Такой человек практически в любой компании или на любом предприятии запросто мог стать высокооплачиваемым инженером, мастером цеха высокопоставленным менеджером или даже исполнительным директором. 

Но золотое время для образованных людей быстро закончилось. Вскоре университетов и колледжей стало много, образование перестало быть конкурентным преимуществом. На первый план вышли личные знакомства, родственные связи и в целом статус семьи. Дети и племянники богатых бизнесменов, чиновников и политиков всё чаще стали занимать «жирные» кормушки, выгодные места и лучшее положение. Не имело значение качество полученного образования и способности этих молодых людей относительно сверстников. Талантливые, умные и успешные родители пристраивали своих далеко не самых перспективных чад на такие должности и с такими зарплатами, которые простым смертным только снились. Даже круглым отличникам.

Время шло, новое поколение богатых зачастую перестало справляться со своими бизнес обязанностями. На рынке появился острый спрос на управленческих, финансовых, рекламных, технических и иных специалистов среднего и высшего управленческого состава. В 70-80-х о вложении в личное образование среди прочих начал говорит Роберт Т. Кийосаки. Но он уже подразумевал не классическое образование, а профессиональные курсы и тренинги. Стремительный ажиотаж вокруг дополнительного образования рос с космической скоростью, захватив умы и сердца множества менеджеров и не только. Волна интереса в России, например, не схлынула до сих пор.

Сейчас курсов и тренингов развелось до жути много. И, как это часто бывает на массовом рынке, большинство из них отвратного качества. Разные курсы и лекции ведут люди, которые не только не знакомы с классическим бизнесом, а даже плохо понимают и ориентируются в материале своих лекций. Но дело далеко не в качестве тренингов. Изменилась сама среда. Тренингов и дополнительного образования действительно много, пожалуй слишком много. И очень много предпринимателей эти тренинги прошли. Человек, прошедший дополнительно бухгалтерские курсы или тренинг по продажам, искусство фотографирования и тому подобного, больше не выделяется на фоне сотен тысяч и миллионов коллег, прошедших аналогичные или те же самые курсы. Конкурентное преимущество снова исчезло, и снова на первый план вышли знакомства и связи, иногда личные качества (умение вкалывать, здоровье, покладистый характер, молодость или даже внешняя красота).

И что же теперь? Во что вкладывать в современную эпоху? 

Лично я считаю, что начинающему предпринимателю в настоящее время актуально вкладывать в самообразование не деньги, а время. Учиться нужно с умом, и сделать это возможно с минимальными вложениями или даже вовсе без них. Многие люди, даже миллионы людей, получив среднее или высшее образование, а потом дополнительно ежегодно проходя различные курсы и тренинги, успокаиваются. Только самые активные продолжают учиться самостоятельно, по книгам или информации из интернет. Но и этого мало. Современная бизнес-среда и промышленность очень фрагментированы. Чтобы конкурировать за более высокие заработки, нужна узкая специализация. Невозможно быть специалистом везде и вся, зарабатывая при этом хорошие деньги. Вместе с тем, начинающие предприниматели часто упускают этот аспект, как и упускают то, что подавляющее большинство специальных навыков, преподаваемых на бизнес-курсах, предпринимателю не нужно.

Если предприниматель учится специальным навыкам: копирайтинг, таргетинг, вебмастеринг, фотоколлаж, продажи и т.п., он не становится ближе к предпринимательскому делу, а тратит своё время и деньги на специальные навыки наёмного персонала. Такой предприниматель не собирается заниматься бизнесом, он ищет себе самозанятую работу. Для многих молодых людей это - хороший и оправданный шаг. Нужно с чего-то начинать, и как-то зарабатывать себе на хлеб. Но они должны отдавать себе отчёт, что не делают бизнес, а работают на аутсорсе. В этом нет предпринимательского будущего. Амбициозному человеку, желающему стать бизнесменом, нужно учиться управленческим навыкам: управление и манипуляция людьми, мотивация персонала, переговоры, грамотный найм персонала, выстраивание взаимосвязей между отделами, создание производственных и/или бизнес-циклов и т.д., есть даже навыки более высокого порядка, но мы поговорим о них в другой раз.

В узкоспециальном мире обучение требует огромных временных, а иногда и денежных затрат. Потратить несколько месяцев, а то и лет в мастерство создания лендингов - тупиковый путь для предпринимателя. Рано или поздно придётся отдать это дело на откуп наёмным сотрудникам, чем больше компания, тем дальше владелец бизнеса будет от создания лендингов. И в современном, динамично развивающемся мире профессиональные навыки нужно постоянно поддерживать. Если этого не делать, ты легко и быстро отстанешь от конкурентов, ты уже не сможешь зарабатывать на этом навыке. Месяцы и годы обучения не предпринимательскому навыку уйдут даже не пылиться на полке, а сразу в мусорное ведро. Если твои амбиции лежат далеко за пределами личного выполнения заказов клиентов, обучаясь специальным навыкам, ты зря потеряешь время. Можно обучиться немного, чтобы понимать, не сильно ли накалывают сотрудники с объёмами труда, но для этого достаточно книг или бесплатных видео, нет необходимости тратиться на дорогостоящие тренинги. 

Хорошей же литературы по управлению очень мало, и она гораздо менее интересна, чем популярная бизнес-публицистика. А курсов и того меньше. Поэтому разбираться в основном придётся самостоятельно (если, конечно, у тебя нет знакомого бизнес-продюсера или консультанта по стратегическому планированию). И не учиться нельзя, на высоко-конкурентном рынке стагнация означает неизбежный регресс и будущее фиаско. В MMORPG бытует популярная поговорка: «пока ты спишь, враги качаются». На предпринимателя давит конкуренция с крупными корпорациями, поджимает молодое поколение, которое ещё в школе, а также есть невидимый враг в лице зарубежных предпринимателей и стартапов. Обучаться профессиональным навыкам, не относящимся к бизнесу, - непростительная роскошь в современном мире.

Это что касается инвестирования времени для тех, кто пока ещё не заработал свой первый миллион.

Продолжение в следующих статьях.

P.S. Надеюсь, вам было интересно узнать моё мнение. Ставьте лайки, пишите комментарии, шлите статью своим друзьям! Ваша активность позволит мне понять целесообразность создания моих статей, а также будет мотивировать меня на скорейшее написание продолжения этой темы, а также других статей связанных с инвестированием, бизнесом, экономикой, саморазвитием и т.п.

Спасибо!