Катастрофа советского "Титаника"

                                                                     Теплоход "Адмирал Нахимов".
Теплоход "Адмирал Нахимов".

31 августа 1986 года из Цемесской бухты в свой последний рейс вышел теплоход "Адмирал Нахимов".

31 августа "Нахимов" находился в порту Новороссийска. Был жаркий день. Многочисленные экскурсии утомили участников круиза. Судно на солнцепеке сильно нагрелось. По возвращении в свои каюты пассажиры открыли иллюминаторы, в том числе и на нижних палубах, чтобы проветрить и охладить помещения. С наступлением вечерней прохлады начались культурно-развлекательные программы, а экипаж готовил пароход к отходу. На борту его находились 1234 человека: 888 пассажиров и 346 членов экипажа. В это же время грузовой теплоход-сухогруз «Петр Васев» входил в Цемесскую бухту.

«Петр Васев» был специализированным судном для перевозки зерна. Построен был в Японии в 1981 и оснащен самыми современными навигационными приборами, в том числе аппаратурой для автоматической обработки информации, связанной с расхождением судов.

Суда сближались на пересекавшихся курсах. Суммарная скорость их движения составляла свыше 23 узлов, или 43 километра в час. В соответствии с правилами, пароход «Адмирал Нахимов», обнаруживший встречный теплоход «Петр Васев», должен был уступить ему дорогу (остановиться или повернуть в сторону). Правило такое же, как и при движении машин на нерегулируемом перекрестке, элементарное не только для капитана судна, но и для водителя автобуса. В то же время «Петр Васев» в этой ситуации должен был идти с прежней скоростью, не меняя курса. Кроме того, суда, выходящие из Цемесской бухты, в соответствии с действующими здесь правилами должны придерживаться правой (западной) части бухты, а суда, входящие в нее, — левой (восточной) стороны, если смотреть с берега.

Капитан "Нахимова" В.Г. Марков не изменил курс и предпочел вступить в радиотелефонные переговоры с капитаном теплохода «Петр Васев» В.И. Ткаченко. При посредничестве берегового поста регулирования движения судов он договорился о том, что пароход «Адмирал Нахимов» будет следовать прежним курсом с той же скоростью, а «Петр Васев» уступит ему дорогу. Иначе говоря, один капитан предложил нарушить правила маневрирования, а другой капитан и береговой пост согласились на это. Но капитан парохода «Адмирал Нахимов» не ограничился тем, что договорился совершить правонарушение. Он поручил выполнить противоправный маневр своему вахтенному — второму помощнику, а сам ушел с мостика в каюту и оставался там до столкновения.

Если бы капитан теплохода «Петр Васев» наблюдал ситуацию быстрого сближения двух крупных судов визуально, он неизбежно почувствовал бы угрозу. Но он не наблюдал за окружающей обстановкой, а неотрывно смотрел на экран СДРП (системы автоматической радиолокационной прокладки).

В 23 часа 07 минут, за 5 минут до столкновения, капитан Ткаченко снизил ход до малого, а еще через полминуты дал «стоп». Только в 23 часа 09 минут он дал «малый назад», потом «средний» и тут же «полный назад».

Поздно! Нос "Васева" почти под прямым углом врезался в правый борт «Адмирал Нахимов». Мощный бульб «Петра Васева» пробил огромную дыру в корпусе «Адмирала Нахимова», которая еще более увеличилась из-за того, что пароход под действием машин стремился вперед, и бульб, вошедший в его корпус, рвал обшивку, распространяя пробоину на соседние отсеки.

                                          Балкер "петр Васев" после столкновения.
Балкер "петр Васев" после столкновения.

Получив большие разрушения корпуса по правому борту, «Адмирал Нахимов» через несколько минут после удара затонул. Открытые иллюминаторы вблизи ватерлинии, не закрытые клинкетные водонепроницаемые двери в главных поперечных водонепроницаемых переборках, которые перед выходом из порта должны были быть закрыты, способствовали тому, что судно стремительно ушло под воду. На месте крушения на поверхности воды одновременно оказалось около 1000 человек.

                                                               Теплоход "Адмирал Нахимов" на дне.
Теплоход "Адмирал Нахимов" на дне.

В результате катастрофы погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа. Найти и поднять на поверхность удалось не всех. 64 погибших навсегда остались под водой. Работая в помещениях затонувшего судна, погибло два водолаза. Район, ограниченный окружностью радиусом 500 метров, центром которой является место затонувшего парохода «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы.

По заключению правительственной комиссии по руководством Гейдара Алиева, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов.

                               Гейдар Алиев в составе комиссии по расследованию катастрофы.
Гейдар Алиев в составе комиссии по расследованию катастрофы.

В марте 1987 года в Одессе после почти полугодового следствия состоялся суд над капитанами В. Марковым и В. Ткаченко. Обоих признали виновными по ст. 85 УК РСФСР. Капитаны получили по 15 лет тюрьмы. В ноябре 1992 года указами президентов Украины и России оба капитана, один из которых отбывал срок наказания в России, другой на Украине — были помилованы и выпущены на свободу.

                                                                        Суд на капитанами.
Суд на капитанами.

До настоящего времени существует ряд версий об этой катастрофе. Есть откровенно бредовые от применения электромагнитного или микроволнового оружия из космоса, до ликвидации генерал-майора КГБ, который с семьей был на борту "Нахимова".

Безусловно, что вина обоих капитанов очевидна, но были и еще виновные в гибели такого огромного количества людей...

Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» был построен в Бремене (Германия) в 1925 году и первоначально носил название «Берлин». После войны, по репарации, он был передан Советскому Союзу.

Судну было 60 лет, оно устарело и не отвечало требованиям Конвенции СОЛАС-1974 по безопасности мореплавания, так как в соответствии с этой конвенцией конструкция пассажирского судна должна обеспечить ему плавучесть, даже если затоплены минимум два отсека. Регистровые документы судна на годность к плаванию продлялись из года в год. Видимо жаль было расставаться с красавцем-пароходом, внутреннее убранство которого отвечало представлениям пассажиров о роскоши и комфорте 1930-х годов : отделка из красного дерева, ковровые дорожки, зеркала.

Правительственная комиссия и следствие не сочло, что виновным может быть вышестоящее начальство. «Нахимов» уже нельзя было отправлять в море. 8 июля 1986 года (почти за два месяца до катастрофы) пароходство составило акт: к дальнейшему использованию пароход не пригоден. Однако на этот старый корабль, по указанию начальника Черноморского пароходства С. Лукьянченко, подписавшего тот самый акт, посадили 1234 пассажира и членов экипажа и отправили в море.

                                   Памятный знак погибшим в катастрофе на мысе Дооб.
Памятный знак погибшим в катастрофе на мысе Дооб.