БЛОГИ. Дмитрий Михайличенко: «Поддержу коллег «Эха Москвы» в Уфе рассказом о своем восприятии Александра Македонского»

5 February 2019

БЛОГИ. Дмитрий Михайличенко: «Поддержу коллег «Эха Москвы» в Уфе рассказом о своем восприятии Александра Македонского»

Дмитрий Михайличенко — политолог

Из facebook

Поддержу коллег «Эха Москвы» в Уфе рассказом о своем восприятии Александра Македонского. Про него впервые я узнал лет в шесть. Л. Воронкова, М. Дрюон, И.Т. Дройзен...это классика.

1.Александр Македонский - это воплощение пассионарной силы, которая накопилась на периферии древнегреческого мира. Эллины считали македонцев полудикими и полуцивилизованными. Влияние Иллирии (бывш. территория Югославии) сказывалось сильно. Тем не менее, в Македонии все было централизовано и упорядочено, а греки жили обособленно в своих маленьких полисах. К тому же отрицательно сказалось масштабное противостояние Спарты и Афин (это как СССР VS США только в масштабах Древней Эллады).

2.Македоняне относительно быстро захватили и объединили Грецию, а затем возглавили масштабный поход против Персии ("против кого-то дружить всегда легче"). Под предлогом мести персам за вторжение в V в. до н.э. 150 лет спустя Александр Македонский совершил свой победный анабасис.

3.Александр Македонский, как известно, несколько лет обучался у Аристотеля. Но история не знает, пожалуй, таких примеров, когда два великих человека оказали друг на друга столь мало влияния (Б. Рассел). Аристотель сторонник замкнутых в себе полисов, националист. Александр Македонский - космополит, глобалист, сторонник синтеза Запада и Востока. Глобализация прокладывала себе пути с оружием в руках, но не кроважадность была главным мотивом Александра Македонского, а желание нового миропорядка. Да это была Империя, да это была жажда власти, но Александр Македонский прекрасно понимал, что Империя - это не Македония разросшаяся до пределов Ойкумены, а новый миропорядок, новое устройство, которое невозможно без поддержки местной знати.

4.Я не люблю имперскость, этого перегара («можем повторить») в нашем обществе хватает. И империя Александра Македонского мне не нравится. К тому же она была очень аморфной и быстро распалась. Мне больше импонируют развитые греческие полисы с их демократией (даже несмотря на уязвимость самой демократии, которая легко превращается в охлократию - власть черни). Тем не менее, заслуга Александра Македонского в том, что он положил начало синтезу эллинского и восточного. Широко известно, как Александр Македонский в Сузах велел своим офицерам взять в жены восточных красавиц. Он и сам подал всем хороший пример, женившись на Роксалане.

Именно после Александра стало возможным такое явление как эллинистические государства (Птолемеевский Египет, Антиохия и другие). Греция в их ряду была по прежнему значимой, но лишь одной из них.

5.Чем интересен Александр Македонский современным россиянам? Тем что империи рушатся? Тем, что нужно выходить за рамки национального горизонта? С большими натяжками его миссию можно сравнить с вкладом Петра Великого в развитие российской цивилизации, да и то с оговорками. Интересен он как государь, который вырос на периферии эллинского мира, но оказался прогрессивнее самих греков и заложил основу нового мироустройства. Футурологи говорят, что количество государств в XXI в. увеличится кратно. Не ждет ли нас обратный процесс - процесс формирования компактных полисов. Или же мы будем и дальше ощущать на себе невыносимую имперскость американцев, китайцев и псевдоимперскость остальных?

Некоторое время назад я побывал в Македонии (речь конечно же не о государстве-осколке Югославии, а о Северной Греции). Видел место где Аристотель учил Александра и гетайров, видел остатки древней столицы Македонии - Пеллы. Далеко не все македоняне вернулись в родные пенаты после походов. Многие погибли, многие остались на богатом Востоке. На фото гробница генерала армии А. Македонского, который счастливо вернулся из походов и умер в своем родном крае...