Узбекистан за 9 дней. День 5#9. Бухара - Каган - Самарканд.

4 April

Продолжение. Из Бухары в Самарканд. Часть 22...

С сожалением покидая Бухару, мы едем в город Каган, посещаем дворец эмира бухарского, проходим через парк к железнодорожному вокзалу и на скоростном поезде "Афросиаб" мчимся через пустыню в Самарканд.

107. Каган и дворец эмира бухарского.

Из-за фестиваля "Silk & Spices" движение по улице Мехтар Анбар было перекрыто. Чтобы взять такси, мы подошли к площадке у медресе Кукельдаш, где кучковались таксисты, просочившиеся сюда по узким улочкам с севера.

По узким лабиринтам мы выбрались из Ляби Хауз и за несколько минут преодолели 12 км, отделающих Бухару от Кагана.

В 1888 году на этом месте возник русский посёлок железнодорожников Новая Бухара. Здесь же появилось учреждение по управлению дипломатическими отношениями между Бухарским эмиратом и Российской империей.

В 1895 году по команде предпоследнего бухарского эмира Сеид Абдуллахад-хана, правившего в 1885-1910 годы, началось строительство дворца для приёма российского императора. Дворец по проекту архитектора А.Л. Бенуа был построен за три года силами русских и бухарских мастеров.

Летом 1920 года Каганский гарнизон под руководством командующего Туркестанским фронтом М.В. Фрунзе выполнил задачу по захвату Бухары и ликвидации Бухарского эмирата...

В 1935 году бывший посёлок Новая Бухара был переименован в город Каган (узб. - Kogon).

Каган. Парадные ворота и площадь перед дворцом эмира бухарского.

Считается, что дворец построен в неомавританском стиле, сочетающем в себе архитектурные приемы испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества.

Наиболее яркими примерами неомавританского стиля являются Триумфальная арка в Барселоне (Испания, 1888), Воронцовский дворец в Алупке (Крым, 1848), особняк Арсения Морозова на улице Воздвиженка (Москва, 1890-е).

Правое крыло дворца. Европейские чешуйчатые крыши и башенки соседствуют с восточными ганчевыми узорами, а европейские витражные стекла содержат элемент  традиционного восточного орнамента.
Правое крыло дворца. Европейские чешуйчатые крыши и башенки соседствуют с восточными ганчевыми узорами, а европейские витражные стекла содержат элемент традиционного восточного орнамента.

В настоящее время в здании дворца эмира бухарского размещаются библиотека и дом культуры железнодорожников.

Строительство дворца было закончено в 1898 году.

Мы вошли в одну из открытых дверей и очутились в просторном зале. Стены и потолок украшены лепными украшениями, схожими с ганчевым узором. В нишах стен - романтические пейзажи в золочёных овальных и прямоугольных рамах.

Сотрудник поведал нам, что экскурсий по дворцу в настоящий момент не организуется. Остальные залы дворца закрыты для посещений. Да и по всем признакам заметно, что жизни в этом здании сейчас нет...

В 1960-70-е годы дворец был восстановлен реставраторами из Ленинграда. Прошло ещё полвека, и настенные росписи опять начинают разрушаться...

Выдержки из статьи "Дворец эмира бухарского", опубликованной в журнале "Вокруг света" от 1900 года:

"Фасад дворца отделан в
мавританском стиле и почти сплошь покрыт лепными работами. Ряд башен тянется высокими куполами...

При входе в первый этаж видна чудная отделка парадных дверей и окон фасада. Мраморные ступеньки ведут вверх на террасу, сводчатый потолок которой отделан красивыми лепными украшениями...

Роскошная зала дворца формлена в стиле французского Ренессанса...

Из остальных комнат внимания заслуживают: столовая, кабинет и сартовская столовая, покрытая сплошными лепными украшениями, и еще две красиво отделанные комнаты с решетками, освещенные сверху стеклянным потолком...

Для европейских комнат дворца заказана мебель в выдержанном стиле."

Гармоничная эклектика: стилизованные античные колонны с капителями и лепной потолок "по-европейски".

Обходим здание дворца по часовой стрелке.

Юго-западная стена дворца.

Обойти вокруг дворца и замкнуть круг невозможно. Дальнейший путь перекрывает ограждение.

Своеобразный "айван" даёт спасительную тень.

Мы возвращаемся к главному входу в дворец эмира бухарского.

Главный вход во дворец с широкой парадной лестницей.
Местные девчонки прогуливаются вокруг дворца.

108. Дворцовый парк.

С юга к дворцу примыкает тенистый парк, прекрасно спасающий от палящего солнца. В парке тут и там разбросаны скамейки и детские аттракционы.

Детская железная дорога.

Посмотреть дворец эмира изнутри не удалось, зато у нас образовалось полчаса свободного времени. Мы решили провести его в тени дерева на удобной парковой скамейке.

Поездом управляет опытный машинист.

Однако скоро наше уединение было нарушено. К вагончикам железной дороги подбежала стайка малышей во главе с оператором аттракциона. Пассажиры заняли свои места, оператор включил электропитание и коротеньский состав тронулся с места.

Поскольку кроме нас разглядывать было нечего, дети с любопытсьвом посматривали на необычную пару с огромными чемоданами.

109. На поезде "Афросиаб" через пустыню.

В 2016 году в Кагане было построено современное здание ж/д вокзала, от которого отправляются комфортабельные скоростные поезда "Афросиаб" испанского производства.

Территория вокзала огорожена забором, проход только через рамки металлоискателя. Фотографировать на территории вокзала запрещено.

Справа по ходу поезда виднеется огромное зеркало Куйимазарского водохранилища.

Расстояние по железной дороге от Бухары до Самарканда 187 км. Путь по огромной пустыне Кызылкум поезд преодолевает всего за полтора часа, временам разгоняясь до 230 км/час. Текущую скорость отображает цифровое табло в вагоне поезда.

Отправление поезда в 15:50, прибытие -17:20. Билеты мы забронировали через Интернет еще в Москве, распечатав на принтере посадочные купоны, не требующие дальнейшей регистрации.

Из крупных населённых пунктов по дороге - города Навои и Каттакурган с одноименным водохранилищем.

За Куйимазарским водохранилищем прячется Тудакульское, площадь которого больше первого раз в десять.

Практически весь путь идёт параллельно реке Зеравшан, правда, на весьма значительном от неё удалении.

На фото - очередное подтверждение того, что пустыня Кызылкум - это не голые пески. Значительная часть ее покрыта травянистыми растениями и кустарниками.

Вскоре на горизонте появляются невысокие горные отроги. Между горами и железной дорогой - большие куски обработанной земли.

Пейзажи Самаркандской области.

110. Самарканд. Отель ISHONCH.

На вокзале Самарканда не без труда отбиваемся от окруживших нас таксистов, ревниво тянущих наши чемоданы в разные стороны. Довёзший нас до отеля водитель оставил свою визитку и предложил быть гидом и водителем в путешествиях по Самарканду и окрестностям.

Отель Ishonch удачно расположен неподалёку от театра иммени К. Алимджана, в шаговой доступности от площади Регистан. К ней мы не раз ещё вернёмся.

Отель ИСХОНЧ. Три ночи - 133,5 $. Скромный номер с огромной ванной комнатой, где можно танцевать вальс.

Вечер только начинается. Не сидеть же в отеле?! Выйдя из отеля идём в северном направлении, у гостиницы "Централ Самарканд"сворачиваем на улицу Мирзо Улугбека и вскоре выходим на большую улицу Бустонсарой.

На противоположной стороне улицы Bo'stonsaroy ko'chasi заходим в небольшое современное кафе с отличной кухней.

Наш пятый день в Узбекистане выдался долгим и насыщенным. Сегодня утром мы успели погулять по танцующей по случаю фестиваля "Silk & Spices" Бухаре, увидели дворец бухарского эмира в Кагане, промчались почти две сотни километров на поезде  по пустыне.
Наш пятый день в Узбекистане выдался долгим и насыщенным. Сегодня утром мы успели погулять по танцующей по случаю фестиваля "Silk & Spices" Бухаре, увидели дворец бухарского эмира в Кагане, промчались почти две сотни километров на поезде по пустыне.

Официантами в кафе работают очень молодые ребята, по всей видимости, студенты ближайших вузов.

После вкусного ужина и чашки хорошего кофе пора идти в отель на отдых...

Мы возвращаемся в Ishonch. Завтра у нас большой день - мы начнём знакомство с Самаркандом с того самого места, где он возник - с руин Афросиаба.

Путешествуйте с нами - подписывайтесь на канал Всюду Вместе!

Поддержите канал оценками и комментариями!

Ваши объективные поправки и уточнения найдут своё место в нашем рассказе.

Продолжение следует...

Переместитесь с юга на север: побывайте на суровом полуострове Таймыр, в городах Нижневартовск, Норильск и Дудинка.