Академгородок 2.0. – Сибирское «Сколково»

В распоряжении ЧС-ИНФО оказались сводные документы по проекту Академгородок 2.0, отправленные в федеральный центр. В материалах говорится, что оптимальный вариант успешной реализации проекта предполагает принятие отдельного Федерального закона «О Новосибирском научном центре» по аналогии с ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». Правда, на сегодняшний день финансирование проекта и вообще его реализация пока под вопросом.

Напомним, проект развития Новосибирского Академгородка был разработан по поручению Президента России от 8 февраля 2018 года. В народе он получил краткое название «Академ 2.0». Было известно, что в него войдет ряд научных проектов, а также инфраструктурные и градостроительные.

Проект Академгородок 2.0. был представлен на форуме «Технопром-2018», а также обсуждался на нескольких совещаниях и частично презентовался в рамках VI Фестиваля науки. Однако полноценного обсуждения проекта по всем показателям пока так и не было: озвучивались лишь некоторые моменты. Поэтому некоторые аспекты концепции вызывают большой интерес у общественности. Постараемся осветить основные из них.

А будет ли мальчик?

Сводная информация по проекту «Академгородок 2.0» содержится в двух основных документах: Концепции развития Новосибирского научного центра как территории с высокой концентрацией исследований и разработок и Плане его развития. Эти бумаги 13 сентября 2018 года были подписаны первым заместителем министра науки и высшего образования РФ Григорием Трубниковым. По информации ЧС-ИНФО, сейчас они находятся на рассмотрении в администрации Президента. Предполагается, что в дальнейшем эти документы будут дорабатываться специальной рабочей группой. Возможно, какие-то изменения туда уже внесены, но информации об этом пока нет.

Согласно данным документам, в границы Новосибирского научного центра (ННЦ) предполагается включить территории существующего Академгородка, наукограда Кольцово, Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины, Национального медицинского исследовательского центра имени академика Е.Н. Мешалкина, микрорайона Правые Чёмы, Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН и ОПХ «Элитное» с сельскохозяйственными землями.

В целом на проект развития ННЦ требуются инвестиции в размере не менее 350 млрд рублей (включая поступления из федерального и регионального бюджетов, а также софинансирование за счет крупного бизнеса). Предполагается, что на реализацию проекта будут пущены средства ряда Государственных программ РФ («Развитие науки и технологий», «Развитие образования», «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы» и других), также он будет включен в Национальные проекты «Наука», «Здравоохранение», «Безопасные и качественные дороги», «Цифровая экономика» и еще несколько. В документах, попавших в распоряжение редакции, подробно рассказано, сколько именно и на какие статьи планируется потратить. Также в тексте указано, что проект разработан с учетом программы реиндустриализации экономики Новосибирской области и развития Новосибирской агломерации, а также учитывает Стратегию развития информационного общества и Цифровой экономики РФ.

Однако недавно осведомленный источник сообщил ЧС-ИНФО, что, по информации Министерства науки РФ, проект «Академгородок 2.0» не попадет в национальный проект «Наука» на 2019-2024 годы. А это значит, что его финансирование теперь под большим вопросом. «Если и дадут, то в десять раз меньше», — сказал собеседник редакции. Если верить этим словам, то денег (35 млрд руб. вместо 350 млрд руб.) едва хватит на Сибирский кольцевой источник фотонов «СКИФ». Но стоит отметить, что крупные проекты очень часто сопровождают подобные «мифы», ведь во власти постоянно идут споры о том, какую именно инициативу стоит профинансировать, а какую – проигнорировать. Поэтому надежда на реализацию «Академ 2.0» по-прежнему есть.

Правда, некоторые сомнения присутствуют даже в формулировках авторов документов. Например, уточняется: «Следует отметить, что достижение указанной цели и выполнение всех поставленных задач возможно только опри условии комплексного подхода, обеспечивающего реализацию проекта в рамках всех инструментов финансовой поддержки Российской Федерации». Также регулярно указывается, что те объекты, которые планируется финансировать в рамках национального проекта «Наука» (например Центр компетенций «Центр генетических технологий») будут реализованы только при условии установления их победителями по результатам соответствующих конкурсных отборов в установленном порядке.

Особый экономический статус

Предполагается, что на примере ННЦ будет сформирована модель развития других территорий с высокой концентрацией исследований, разработок, инновационной инфраструктуры и производства. Модель будет опираться на реиндустриализацию крупной промышленности и формирование пояса малых и средних инновационных компаний совместно с научными организациями и университетами.

Поэтому один из основных вопросов, которые рассматриваются в документе – это вопрос об установлении для ННЦ особого экономического статуса. Также учитывается необходимость создания системы управления интеллектуальной собственностью и формирования модели управления развитием Центра. Необходимые для этого документы планируется подготовить на первом этапе реализации проекта.

Главное что предлагается авторами проекта – установление особого экономического статуса для ННЦ. При этом указано, что он должен соответствовать закону «О территориях опережающего социально-экономического развития» и «Об инновационных научно-технологических центрах…». То есть ННЦ должен получить и статус ТОСР, и статус ИНТЦ. Но этого, по мнению авторов проекта, не достаточно (ТОСР не подразумевает акцента на инновационных разработках, а ИНТЦ – не предусматривает институт резидентов). Поэтому требуется утверждение специального федерального закона «О Новосибирском научном центре», интегрирующего преимущества всех вышеперечисленных федеральных законов, по аналогии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»».

При этом особый акцент в документе делается на необходимость формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций и необходимость применения особых налоговых режимов, в том числе для участников научной, научно-технологической и инновационной деятельности.

Требуется утверждение специального федерального закона «О Новосибирском научном центре», по аналогии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»»

Цели и средства

Из документов очевидно, что наиболее проработанным из всех элементов проекта на данный момент является «СКИФ» и только его финансирование не вызывает сомнений. Его планируется реализовать за счет национального проекта «Наука» в 2020-2024 годах. Для этого Федеральный бюджет должен будет выделить 36,8 млрд руб. В качестве исполнителей проекта указаны институты катализа и ядерной физики, Курчатовский институт, РАН, Минобрнауки РФ и правительство НСО.

Из наиболее крупных вложений, запланированных в научные проекты, также можно отметить Ускорительный комплекс со встречными электрон-позитронными пучками «Супер С-Тау фабрика» (37 млрд руб), Междисциплинарный исследовательский комплекс аэрогидродинамики, машиностроения и энергетики (19 млрд руб) и Центр компетенций «Центр генетических технологий» (17 млрд руб.) На Новосибирский медицинский научно-образовательный комплекс СО РАН потребуется 12 млрд руб. из федерального бюджета, плюс 37 млрд руб. внебюджетных средств. А на развитие научно-исследовательской базы ФБУ «НМИЦ имени академика Е.Н. Мешалкина» запланировано более 10 млрд руб. В развитие инфраструктуры Научно-технологического парка Новосибирского Академгородка планируется вложить 6 млрд руб., но 5,6 млрд из них – это внебюджетные средства. Что касается других проектов, то, например, на развитие инфраструктуры Новосибирского государственного университета в целом потребуется 14,9 млрд руб.

Если же говорить о том, для чего вообще затевается весь проект, то в документах указаны прогнозные показатели, по которым предполагается оценить успешность его реализации. Приводятся два возможных сценария развития ННЦ: Базовый и Эффективный, и прогнозные цифры по различным критериям к 2030 и 2035 году. Например, в случае эффективной реализации, общее количество людей, занятых в организациях науки, образования и инновационных структурах должно вырасти с 31,2 тыс. чел. до 85,5 тыс. человек, а выручка таких организаций – с 56,5 до 330,2 млрд руб. Число приглашенных зарубежных специалистов и иностранных студентов – с 1,5 тысяч человек до 12,9 тысяч, количество обучающихся в НГУ — с 9,2 до 25 тысяч человек, а общая численность населения территории – с 81,5 до 215 тысяч человек (к 2035 году). Кстати, сразу возникает вопрос: откуда возьмутся эти 133,5 тысячи человек? Приедут из других регионов? Переедут из основной части Новосибирска? Как их убедят это сделать? Пока не совсем понятно.

Некоторые из показателей, отражающих эффективность проекта, тоже вызывают вопросы. Так, доля Новосибирской области в общемировом количестве публикаций по приоритетам научно-технологического развития к 2024 году должна вырасти с 0,23% до 0,4%. А количество некоммерческих организаций в сфере науки, получающих государственную поддержку – всего до трех штук. Количество выпускников государственных и муниципальных образовательных организаций по программам магистратуры вырастет с 7 380 всего до 7 400 (к 2024 году), а аспирантов – с 2 620 до 2 630 (на целых 10 человек). Зато число грантов, премий и стипендий, выдаваемых ежегодно правительством НСО должно подняться с 49 до 110.

При этом хотелось бы обратить внимание на то, что некоторые из приведенных прогнозных цифр вызывают серьезные вопросы, ведь технология их расчета нигде не описывается. Такое же ощущение остается и от других элементов проекта. Например, часть предложенных схем кажутся слишком абстрактными.

Куда проложат дороги?

В целом ННЦ предлагается развивать по планировочной оси, связывающий Академгородок и наукоград Кольцово. Но в качестве важнейшего планировочного элемента рассматривается связь с аэропортом Толмачево скоростной автомобильной магистралью непрерывного движения. Магистраль пойдет от Аэросити через Краснообск, пересечет реку Обь через планируемый Нижне-Ельцовский мост, свяжет Бердское шоссе и Восточный автомобильный обход, пройдет по касательной к северной стороне Новосибирского научного центра и подойдет к Наукополису Кольцово. В результате, как считают авторы проекта, аэропорт окажется в 20-30 минутной транспортной доступности от ННЦ.

От Академгородка до аэропорта Толмачево можно будет доехать за 20-30 минут

Вообще, транспортной инфраструктуре в документе уделяется особое внимание. В частности, упоминается возможность продления и строительства линий рельсового транспорта, в том числе скоростного (без уточнений).

В плане реализации перечисляется целых 20 дорожных объектов на общую сумму 93,4 млрд руб., которые будут финансироваться из федерального бюджета. Самый дорогой объект – это скоростная магистраль непрерывного движения «Юго-Западный транзит», на который предлагается выделить 64,7 млрд руб. Также туда входит дорога «Кольцово-Академгородок» (6,5 млрд), развязка на пересечении Бердского шоссе и Морского проспекта (1,9 млрд), магистраль непрерывного движения от Красного проспекта до городской черты в направлении Бийск-Ташанта, включая развязку на ул. Большевистской (2,3 млрд руб.) и развязку по Старому шоссе (3,9 млрд руб.), а также транспортная развязка на пересечении Бердского шоссе и ул. Русской (3,5 млрд руб.) и другие объекты.

Кампус в Краснообске?

Отдельное внимание уделяется и образовательной составляющей «треугольника Лаврентьева». В частности, упоминаются планы по разработке и внедрению новых образовательных программ высшего образования и дополнительного образования, а также необходимость подготовки кадров для создаваемых первоочередных объектов. Также в план включены семь объектов образования (школы, детские сады и пристройки к ним) почти на 6 млрд рублей (включая средства бюджета области).

Больше всего вопросов вызывает приведенный в проекте план развития межвузовского кампуса. По сути дела он предполагает строительство новых корпусов всех основных новосибирских вузов (Технического, Аграрного, Медицинского и других университетов) на территории Краснообска. Там же предполагается разместить общежития и лаборатории, в том числе для студентов НГУ. По мнению авторов проекта, это должно способствовать интеграции между образованием и наукой и помочь развитию новых образовательных программ в самых современных направлениях. Еще один аналогичный блок корпусов планируется разместить рядом с Ледовым дворцом спорта на набережной Оби.

Если ориентироваться на прогнозные цифры по росту числа учащихся, то можно предположить, что в новом кампусе будет проживать от 5 тысяч студентов. Как планируется ежедневно «пропускать» такое количество людей по дорожной сети, даже с учетом всех запланированных мостов и развязок, не совсем понятно. Возможно, авторы проекта рассчитывают, что организовать учебный процесс удастся таким образом, чтобы студентам вообще не приходилось выбираться за пределы кампуса, но в реальности такой сценарий кажется маловероятным.

К сожалению, проект кампуса в документах описан довольно коротко, поэтому пока невозможно оценить, действительно ли такое расположение будет удобно для студентов и преподавателей. Но уже можно ожидать, что эта идея вызовет немало споров.

Авторы проекта Академгородок 2.0 планируют построить новые корпуса для новосибирских вузов на территории… Краснообска!

Также планируется создать на базе НГУ новый научно-образовательный центр, который займется усилением связей между научными, образовательными и инновационным организациями и созданием среды выращивания наукоемких стартапов. Развивать его планируется в сотрудничестве с такими корпорациями как Ростех, Роскосмос, Газпромнефть и Роснефть, Яндекс, Сбербанк и другими.

«Умный» городок?

Как таковой градостроительной концепции будущего Академгородка 2.0 в проекте нет. Однако говорится, что предполагается учитывать такие ее показатели, как «пространственное, функциональное, социальное и транспортное разнообразие», которые будут отражаться в таких индикаторах, как «время в пути до места работы, доступность объектов коммерческой, культурной и досуговой инфраструктуры» и «уровень обособленности частной жизни». Сообщается, что все эти факторы учитываются в модели компактной территории ННЦ, которая будет сочетать высокую плотность застройки и улично-дорожной сети при сохранении средней этажности (не более 9 этажей) со смешанным функциональным использованием зданий и территорий.

Зная жителей Академгородка уже можно ожидать, какое бурное обсуждение вызовет желание плотно застроить территорию девятиэтажными домами 20% пощади в которых будет выделено под коммерческую недвижимость. К такому жители города-сада, в котором трудно найти дом выше пяти этажей и порой невозможно отыскать даже обычный киоск, точно не привыкли.

Но что точно порадует старожилов, так это обещание благоустроить городские территории: парки, набережные и пляжи. Правда, ни перечня объектов, ни цен, ни сроков по этому пункту в документах нет.

Что касается социально-культурной инфраструктуры, в концепции указано строительство центров дополнительного образования, а также (что особо важно) создание научных музеев и центров научного и технического творчества. Из конкретики указан Мультидисциплинарный музейный комплекс СО РАН с научно-образовательным центром для школьников и студентов за 6 млрд руб. (ответственный исполнитель —  Институт археологии и этнографии).

Отдельный интерес представляет раздел «Культура». На шесть объектов предлагается выделить 3,7 млрд рублей (в том числе 2,7 млрд из Федерального бюджета, 670 миллионов из регионального и 250 миллионов – внебюджетного финансирования). Но подробностей о том, что будут представлять большинство проектов — нет. В их числе многофункциональный культурный центр в Кольцово, Строительство дома культуры в Бердске, проект «Академия 2.0» (вероятнее всего имеется ввиду реконструкция ДК «Академия»), за который отвечает мэрия Новосибирска, и комплекс конгресс-центра — пристройка к Дому ученых.

Также в проект включены три спортивных объекта на общую сумму 718 млн руб. Это физкультурно-оздоровительный комплекс в Кольцово, четвертая очередь СК «Энергия» (открытый стадион) и детский спортивный центр подготовки олимпийского резерва (за его создание отвечает СО РАН, запланировано 100 млн руб. внебюджетного софинансирования).

Помимо создания современных гостиниц и конгресс-центров планируется развитее торгово-развлекательных центов, ритейла, ресторанов и кафе. Хотелось бы верить, что при планировании этих объектов авторы проекта не забудут учесть уникальный дух Академгородка и не превратят его в очередной «балаган».

Отдельной строчкой в концепции прописано «внедрение современных цифровых технологий в организацию городского пространства», правда, в чем она будет заключаться, из документов не ясно. Будут ли учитываться при создании Академгородка 2.0 последние достижения в сфере «умного» градостроения, пока понять невозможно.

Что касается жилищного строительства, один из вызывающих интерес объектов, запланированных в проекте – это комплекс жилых малоэтажных домов в поселке Ложок, которым займется АО «Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области». Проект рассчитан на 7 лет и потребует 2,6 млрд федеральных инвестиций. Напомним, в сентябре 2018 года АРЖС возглавил депутат Горсовета Вячеслав Илюхин. Также стоит отметить, что развитие поселка Ложок – это тема, о которую «сломано уже немало копий». Так, экс-руководителю Технопарка Дмитрию Верховоду КСП предъявляла претензии, в частности, за убытки при строительстве там микрорайона «Горки Академпарка».

Еще 35,9 млрд руб. планируется потратить на проект «Создание комфортной среды и инфраструктуры для эффективной жизнедеятельности ученых, исследователей и инновационных предпринимателей ННЦ, развитие цифровой экономики России (it-городок)». 11,8 млрд просят у Федерального бюджета, 1,3 – у регионального и еще 25,3 – это внебюджетное финансирование. К сожалению, подробности проекта в документах не указываются. Но есть надежда, что хотя бы туда включены какие-то разработки «умного» градостроения.

Вошли в список несколько проектов ЖКХ (в их числе строительство электроподстанции и мусорного полигона) на 1,4 млрд руб, но ничего инновационного в них тоже не видно. Также в план включены несколько объектов здравоохранения (строительство и реконструкция поликлиник) и проекты в сфере энергетики (прокладка и ремонт кабельных линий, систем теплоснабжения и т.п.), которые планируется реализовать за счет бюджета Новосибирской области. В их числе строительство распределительных пунктов для электроснабжения объектов проекта Новосибирского научного центра. Ничего инновационного в них нет – это стандартные работы по развитию территории. Уточняется, что реализация полного перечня проектов по развитию социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры ННЦ за счет бюджета Новосибирской области осуществляется при условии привлечения средств федерального бюджета к развитию социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры ННЦ.

В целом на данном этапе не видно, чтобы при реализации проекта «Академгородок 2.0» планировалось использовать хоть какие-то действительно прорывные технологии развития инфраструктуры.

Пока не видно, чтобы при реализации проекта «Академгородок 2.0» планировалось использовать технологии «Умного» города.

Почему так долго?

Отдельные вопросы вызывают некоторые сроки, приведенные в программе. Так, на разработку предложений по определению особого статуса территории ННЦ запланировано 10 месяцев. Разработку архитектурно-градостроительной концепции планируется закончить к октябрю 2019 года. На подготовку документации по планировке территории и внесение изменений в правила землепользования выделено время до декабря 2019 года. А на формирование нормативно-правовой базы для привлечения инвесторов в процессы реализации передовых научных разработок запланировано аж два года. Для сравнения: решение о строительстве Новосибирского Академгородка было принято 18 мая 1957 года, в 1958 году началось строительство, а первые здания введены в эксплуатацию уже в 1959 году.

Только на разработку документов для проекта «Академгородок» 2.0. выделен почти целый год.

Если говорить о ближайшем будущем, то в случае, если проект будет принят, до 31 декабря этого года предполагается создать межведомственную рабочую группу по реализации Плана развития Новосибирского научного центра на уровне заместителя председателя правительства РФ. Предложения по формированию Центра компетенций «Центр генетических технологий» тоже должны быть сделаны до конца года. А вот создать его планируется к 2022 году. Также должны быть подготовлены предложения по формированию научно-образовательных и научных центров мирового уровня на базе научных и образовательных организаций. Затем будет осуществляться отбор этих предложений на основе установленных критериев. Кроме того уже в этом году начнется оценка состояния приборной базы организаций, выполняющих научные исследования и разработки, для ее дальнейшего обновления, которое будет вестись до 2024 года. Из социальных объектов на конкретные сроки запланированы только школа в Кольцово и детский сад в Краснообске (2019 год).

Дефицит общественного обсуждения

Хотелось бы особо отметить острый дефицит общественного обсуждения концепции проекта. Эксперты и общественники, с которыми корреспондент ЧС-ИНФО успел его обсудить, окончательного сводного документа не видели. Не говоря уже о простых жителях Академгородка, для которых проект «Академ 2.0» — это «фантом», который появляется только в новостях. В какой-то мере обсуждение концепции велось в научно-исследовательских институтах, но, судя по реакции научной общественности, этого оказалось не достаточно. Хотелось бы верить, что в случае принятия концепции за основу, она будет еще раз детально рассмотрена с привлечением широких слоев общества и скорректирована с использованием современных тенденций в градостроении, с учетом особого «духа» Академгородка и потребностей реальных жителей территорий.

Ведь деньги, которые будут вложены в проект – это не просто цифры на бумаге. Это реальные средства налогоплательщиков, отданные ими из своих доходов. Средства, которые можно было бы потратить на другие объекты (больницы, школы, дороги). И, наверное, логично было бы спросить самих налогоплательщиков, а что они считают наиболее важным и актуальным для вложения этих средств.

Хочется отметить еще и то, что все описанные в документах объекты и необходимые на них вложения – это частности. И пока не совсем ясно, для чего в целом затевается весь проект, на который требуются такие огромные ресурсы. Как он поможет всей стране? Как отразится на нашем будущем? Понятно, подразумевается, что это работа на тот самый научно-технологический прорыв, о котором говорил президент. Но действительно ли предложенная модернизация поможет осуществить этот прорыв, пока не очевидно. На данный момент «Академ 2.0» выглядит больше как проект «наука ради науки». А хотелось бы, чтобы наука своей целью ставила развитие страны.

Больше информации по этой теме можно прочитать на сайте ЧС-ИНФО