Рождение Музыки. Бездушность стала в моде.

18 December 2018

Мысли в слух.

Что отличает человека от других видов, населяющих Землю? Потребность в искусстве. Что же такое искусство? Трансформация.

Мы получаем множество разных сигналов и информации извне, пропускаем, просеиваем ее через себя, расщепляем на мельчайшие песчинки. Самая важная - становится частью нас самих, струится в каждой капле крови, чтобы потом измениться. Что ее меняет? Я не знаю: какой-то химический элемент или то, что мы называем Душой, но только потом, она получает иной «код» и возвращается миру в виде отклика: новой книги, живописного холста, скульптуры или музыкального произведения. Потребность человека откликаться и создавать очень сильна. Так мы чувствуем себя более живыми, цельными, нужными миру, ощущаем свою причастность к нему. Просто ущипнуть себя за руку и ощутить свое существование, нам, почему-то, не достаточно. Выразив себя, мы обретаем большую явственность и понимание Я – ЕСТЬ.

Дар создавать достойное подвластен далеко не каждому. Кому-то дано преобразить себя и мир лишь единожды, создав гениальное, но ОДНО произведение. Некоторых хватает на несколько лет подобной химической реакции. И лишь единицы смогли раскрыть секрет «Философского камня искусства». Это те, поцелованные Мирозданием люди, которые не могут НЕ создавать, потому что иначе просто сойдут с ума или погибнут. Одним из самых известных примеров для всех, конечно, является Моцарт. ОН потратил бОльшую часть своей жизни, чтобы просто УСПЕТЬ ЗАПИСАТЬ то, что УЖЕ звучало в его голове. Но жизнь оказалась слишком коротка…

Возможно, поэтому искусство настолько трогает нас! Мы видим и слышим в нем уникальный, неразгаданный, ЖИВОЙ код человеческой Души, частичку Творца, существование которых столь долго и упорно пытаемся доказать.

И это заставляет меняться нас самих: становиться лучше, честнее, красивее.

Далеко не в каждой картине или пьесе есть частичка Души. Даже у всемирно признанных гениальных Творцов можно встретить совершенно «пустые» произведения. Что уж говорить о целой армии бумагомарателей?

Когда я слышу Музыку (Настоящую Музыку), то чувствую себя рекой – потоком бесконечности, меняющимся с каждой новой нотой. Иногда это делает меня счастливой и сильной, иногда я чувствую боль и усталость. Пока Я часть Её, я могу видеть рождение и смерть целых галактик, не говоря уже о простых жизненных сюжетах. Я сама рождаюсь и погибаю снова и снова! И мне кажется, что где-то во всем этом и прячется главный смысл! Возможно даже смысл жизни человечества на земле.

Но, что значит для меня Настоящая Музыка?

Все, что я писала ранее о создании Музыки, как произведения искусства, касается и исполнительства. Почему одно и тоже гениальное произведение в руках одного звучит механически, скучно и уныло, а в руках другого заставляет сердце сделать тройное сальто? Музыка – очень сложный «химический элемент». Его недостаточно воспроизвести на свет единожды, как картину, например. Его нужно воссоздавать и «оживлять» при каждом проигрывании. В итоге мы слышим «дыхание души» сразу нескольких человек: самого композитора и исполнителей. Тоже самое касается и танца. Представьте себе танцора, который движется исключительно механически - без того, чтобы выплеснуть всего себя на сцене в нескольких минутах танца, и вам все сразу станет ясно.

Я как-то сказала своей дочке:

- Звучит не инструмент. ЗВУЧИШЬ ТЫ САМА! Недостаточно пальцам просто нажимать на клавиши, нужно, чтобы звук изначально рождался В ТЕБЕ! Только тогда ты сможешь сыграть МУЗЫКУ! От сердца он движется к плечу, а потом до кончиков пальцев, откуда вместе с твоей энергией и дыханием срывается вниз на клавишу.

К сожалению, в погоне за техникой, эпатажем и популярностью, многие забывают об этой очень простой истине. Сейчас важно удивить, поразить, шокировать, показать почти цирковой номер… Музыка звучит все реже.

А бывает и еще хуже! Всё чаще из-под пера псевдотворцов «композиторов» выходят искореженные и искалеченные звуки, призванные в этой бесконечной гонке за вниманием, показать то, что раньше и обнажать то было стыдно. Все неприглядные свойства их внутреннего мира усиливаются во много раз, транслируются вовне… а они, почему-то этим гордятся.

И, что интересно, зрители отзываются! Искренне радуются, что и у них есть такое же уродство внутри. И вместо работы над собой, с облегчением обнаруживают, что они не одни такие, а значит МОЖНО! Поэтому тенденция у современного музыкального творчества часто весьма печальная. Бездушность стала в моде.

Не могу отделаться от мысли, что мы теряем «божественный код». Как хочется верить, что мы его все еще достойны!

Позволю себе немного перефразировать старую советскую сказку: «И никакие связи и никакой эпатаж, не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце - справедливым» (к/ф «Золушка»).