Энергетика стран ЕАЭС: цели, задачи, ключевые направления развития и проекты.

11 December 2018
Энергетика стран ЕАЭС: цели, задачи, ключевые направления развития и проекты.

Сегодня хочу поделиться своим исследованием энергетики стран ЕАЭС.

В ходе рассмотрения вопросов, связанных с энергетической политикой стран-членов ЕАЭС, вначале обратимся к документам наднационального планирования, затем кратко рассмотрим основные параметры национальных концепций, стратегий и программ. С целью получения более полного представления о ходе развития энергетического хозяйства используем материалы, не относящиеся напрямую к сфере энергетики. Завершая исследование, выделим важные направления развития и конкретные проекты национального масштаба, реализация которых будет полезна Союзу.

Основным документом ЕАЭС, устанавливающим порядок его создания и функционирования, является «Договор о Евразийском Экономическом Союзе» от 29 мая 2014 г., в первой статье которого указывается, что «…стороны учреждают Евразийский Экономический Союз (далее – Союз, ЕАЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза». В Разделе ХХ «Энергетика» указанного документа зафиксированы такие положения, как:

  •  развитие долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества,
  •  проведение скоординированной энергетической политики,
  •  поэтапное формирование общих рынков энергетических ресурсов.

Другие идеи, определяющие смысл энергетической политики ЕАЭС, порядок трансформации и развития энергетического хозяйства и естественных монополий, относящихся к нему, изложены в следующих документах:

- Приложение №21 к Договору о ЕАЭС «Протокол об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики»;

- Приложение №22 к Договору о ЕАЭС «Протокол о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики»;

- Приложение №23 к Договору о ЕАЭС «Протокол о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов».

В 2015- 2016 гг. участники ЕАЭС выработали стратегическое видение процессов реформирования и развития рынков нефти и нефтепродуктов, газа и электроэнергии и оформили их в виде соответствующих планов переходного периода:  

- «Концепция формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС»;

- «Концепция формирования общего рынка газа ЕАЭС»;

- «Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС»;

- «Соглашение о методологии формирования индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС».

Целями формирования общих рынков энергоносителей являются:

  •  обеспечение устойчивого развития национальных экономик,
  •  повышение экономической эффективности и надежности отраслей ТЭК по всей производственной цепочке, на всех технологических «этажах»,
  •  углубление экономической интеграции государств-членов ЕАЭС,
  •  повышение конкурентоспособности.

Основные задачи - создание благоприятных условий для экономического развития стран Союза, повышение эффективности действия рыночных механизмов торговли (формирование биржевого товарного рынка ЕАЭС), оптимизация ценообразования, устранение барьеров для входа на рынки энергоносителей, привлечение инвестиций, обеспечение информационного обмена данными о производстве и потреблении энергоресурсов, развитие транспортной инфраструктуры, унификация норм и правил, стандартов на энергоресурсы и иные сферы их обращения.   

Формирование общих рынков осуществляется на принципах преимущественно рыночного ценообразования, добросовестной конкуренции и равноправия, преимущественного обеспечения внутренних потребителей, открытости и прозрачности информации. Регулирование общими рынками намечено возложить на государственные органы стран-членов и совместные (наднациональные) структуры. После реализации мероприятий, определенных в концепциях и программах, страны ЕАЭС предполагают заключить международные договоры.

Сроки разработки программ формирования общих рынков энергоносителей не выдерживаются, ввиду растущей сложности достижения компромиссов.

Укажем еще один документ Союза, затрагивающий тему энергетики «по касательной»: «Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 г.». В нем подчеркивается, что главная цель интеграционного сотрудничества -  достижение и поддержание качественного и устойчивого экономического роста с опорой на синергетический эффект. В разделе «Ресурсосбережение и повышение энергоэффективности» акцентируется внимание на необходимости развития ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий по всему спектру хозяйственной деятельности для повышения конкурентоспособности продукции и услуг. Согласно документу, на наднациональном уровне реализация соответствующей политики возможна путем (1) стимулирования разработки и внедрения «ноу-хау», в том числе способов по увеличению глубины переработки энергоресурсов, (2) установления в законодательном порядке жестких норм и требований в отношении производимых и импортируемых товаров/услуг, (3) строительства объектов энергетической инфраструктуры с минимально возможным негативным воздействием на окружающую среду, (4) развития сферы низкоуглеродных источников энергии.

В «Основных направлениях экономического развития ЕАЭС до 2030 г.» рассматривается три сценария дальнейшей интеграции:

- «Продленный статус-кво» (экономики ЕАЭС действуют преимущественно независимо под влиянием внутренних и внешних факторов, развитие основывается на национальных источниках роста);

- «Транзитно-сырьевой мост» (максимально возможное использование географического положения Союза, имеющейся сырьевой базы и потенциала возобновляемых источников энергии - ВИЭ. Стимулы к углублению интеграции - взаимодействие региональных центров силы, например, ЕС и АТР, в рамках которых евразийское пространство становится более привлекательным для транспортировки природных ресурсов и транзита продукции, а также развития перерабатывающих производств вблизи транспортных артерий);

- «Собственный центр силы» (создание на едином экономическом пространстве центра притяжения новых технологий, капитала и высококвалифицированных кадров, развертывание производства высококачественной и востребованной на мировых рынках продукции, что в итоге позволит сформировать условия для устойчивого развития в долгосрочной перспективе. В данном случае использование интеграционных инструментов и механизмов позволит консолидировать усилия и активизировать сотрудничество в несырьевых сферах экономики, создать и развить отрасли будущего). Этот сценарий является наиболее предпочтительным (базовым).

Разработка целей и задач ЕАЭС в сфере энергетики и других секторах экономики осуществляется с учетом национальных интересов, т.е. целей и задач, зафиксированных в документах национального планирования (которые государства-члены Союза ставят перед собой и регламентируют в программах развития). Рассмотрим в сжатой форме основные положения национальных планов.   

Полный текст статьи опубликован на моем сайте:

http://matveev-igor.ru/articles/390331

Благодарю за внимание!

Не забывайте подписываться на канал.