Китай: что такое Датун - великое единение?

12 March 2019
Фото с сайта: http://blog.lanka.ru
Фото с сайта: http://blog.lanka.ru

Сегодня попытаемся разобраться с понятием Датун.

На формирование национального мировоззрения оказали влияние различные учения, корни которых скрыты в веках. Глубокий интерес вызывает фигура Конфуция (существуют различные суждения о его происхождении и деятельности), за несколько столетий до н.э. создавшего учение о морали – этику (социально-политическую доктрину). Её основной смысл: моральные ценности преобладают над любыми видами и формами регулирования общественных отношений.

В ходе исторического процесса отношение китайского общества к Конфуцию менялось коренным образом. В 213 г. до н.э., как утверждает ряд ученых, основатель цинской династии Цинь Шихуан учинил массовую расправу над конфуцианскими учеными, заподозрив их в антиправительственной деятельности, при этом конфуцианская литература была сожжена. В 70-х годах ХХ века во время «культурной революции» наследие Конфуция в очередной раз подверглось резкой критике, например, в связи с делом маршала Линь Бяо, который был обвинен в заговоре под названием «проект 571».

В ХХI в. конфуцианскому учению придается важное значение. Согласно философским воззрениям, развитие общества является цикличным, поэтому из состояния «хуньлунь» (хаос) осуществляется переход в «сяокан» (малое процветание, намечено достичь в 2020 г.). Затем, при благоприятных условиях, возможен переход в «датун» (великое единение, ожидаемый период - середина века, но оно может и не наступить, а в случае «срыва» этого хода вещей снова возникнет хаос).

Названия указанных состояний и их перевод:

溷乱 (hunluan) – перепутывать, беспорядок, хаос, смятение, паника.

小康 (сяокан) – мир (отсутствие войны), временное затишье, благополучие, материальная удовлетворенность, состоятельный (но не богатый).

大同 – великое единение, полное соответствие/тождество/гармония.

Во втором десятилетии наступившего века идея «датун», формализованная в инициативе «Сообщество единой судьбы человечества», получила одобрение на глобальном уровне (в ООН), стала социокультурной основой проектов в рамках «ОПОП».

В чем смысл «датун»? В дошедшем до наших времен трактате «Ли цзы» идеальное общество описывается следующим образом: «Когда осуществлялось Великое дао, Поднебесная принадлежала всем. Для управления Поднебесной избирались мудрые и способные люди. Между людьми царили доверие и дружелюбие, поэтому люди считали близкими себе не только своих родителей и по-отечески относились не только к своим детям. Престарелые могли спокойно доживать свой век, взрослые люди находили применение своим способностям, а малолетние получали возможность спокойно подрастать. Все одинокие, вдовы, сироты, бездетные, калеки и больные были окружены заботой. Мужчины выполняли свой долг, женщины обладали самостоятельностью. Богатства не выбрасывались понапрасну, также как оно не скапливалось у отдельных лиц. Способности людей использовались полностью и не служили выгоде отдельных лиц. Тогда не было предательства, лжи, интриг. Не было грабежей, краж, смут и люди, уходя из дому, не запирали дверей. Это было общество датун».

Спасибо за внимание!

Буду рад, если поделитесь своими соображениями на этот счет в комментариях.

До новых встреч!

Смотрите также:

Возрождение «Шелкового пути»

Фото с сайта: http://m.chinatrips.ru
Фото с сайта: http://m.chinatrips.ru

Дорогие друзья! Сегодня попробуем проанализировать современное состояние Великого «Шелкового пути».

Археология свидетельствует о наличии в давние исторические времена в Евразии путей, пролегающих на длинные расстояния (потребность к путешествиям, перемене мест присуща человечеству с момента его появления). В XII веке до н.э. в Средней Азии по различным маршрутам происходили переселения народов, перемещения относительно крупных партий товаров, в частности, нефрита из района Хотана в Аньян для постройки на берегу р. Хуанхэ захоронений царей династии Шан.

Около 4 тыс. лет до н. э. через территорию современного Синьцзяня, где располагались отдельные города-оазисы и мелкие поселения, осуществлялся устойчивый обмен товарами между древними цивилизациями Китая, Индии, Ирана, других государств Азии и Востока. Караваны, пешие путники месяцами шли по многочисленным путям, пролегающим в труднодоступной местности - пустынях, горных массивах, ориентированных в широтном направлении. Единого магистрального пути не существовало.

Сеть крупных маршрутов и малых троп представляла широкую «артерию», по которой и осуществлялся обмен между Востоком и Западом (по оси Китай-Сирия), в первую очередь, выражаясь современной терминологией, нематериальными активами – языками, произведениями искусства, религиозными учениями, техническими новинками и изобретениями. Оценивая данные процессы в длительной ретроспективе, можно сделать вывод о том, что историческая роль «Шёлкового пути» (термин предложил барон Фердинанд фон Рихтгофен в 1877 г. при картографировании местности) заключалась в создании условий для жизни и развития сообществ и групп людей, перемещающихся в соседние земли (беженцев, посланников и миссионеров, ремесленников и художников, разбойников и других) и оседающих вдоль сухопутных путей. Общины, обитавшие в районах «Шёлкового пути», специализировались на выращивании сельскохозяйственной продукции, а не на торговле. В первом тысячелетии нашей эры дальние перевозки крупных партий товаров из Китая в западном направлении, вплоть до Сирии, впоследствии - и Греции (и в обратном направлении), осуществлялись спорадически.

Интересы правителей Китая на Северо-Западе ограничивались территориями и поселениями, расположенными вокруг пустыни Такламакан. Во времена династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г н.э.) сначала в городах-государствах, а затем и крупных поселениях были размещены китайские гарнизоны, число которых значительно увеличилось в VII-IX вв.

Военные гарнизоны снабжались правительством Китая. Военным довольствием являлись шелк (стандартные куски материи по длине, ширине, иногда - расцветке), а также зерно, которые в ходе обмена поступали на местные рынки. Этот механизм позволял, во-первых, регулярно направлять крупные партии товаров из Центрального Китая в приграничные районы (нескольких сотен тысяч рулонов текстиля в год, что несопоставимо с возможностями купцов), во-вторых, поддерживать благосостояние местного населения, в-третьих, стимулировать торговлю вдоль всего «Шёлкового пути».

Начиная с середины VIII в. китайские гарнизоны были постепенно выведены из западных, северных районов и оазисов пустыни Такламакан, что привело ослаблению значения сухопутных дорог и развитию морских перевозок по маршруту Восточно-Китайское море-Южно-Китайское море-Малаккский пролив-Бенгальский залив и далее в Аравийское море.

Итак, основными функциями древнего «Шелкового пути» (от Китая до Сирии) являлись:

- ассимиляция многочисленных волн беженцев и пришлых людей, покинувших родину из-за войн, репрессий и гонений, политических волнений и по иным причинам;

- экономический подъем территорий, находившихся вдоль транспортной сети - отрезков маршрутов, постоянных и временных троп, путем развития сельского хозяйства и ремесел, натурального обмена, розничной и мелкооптовой торговли пряностями, химическими препаратами (нашатырем и другими), косметикой, металлами, седлами и кожгалантерей, стеклом, бумагой, тканями (шелковыми, шерстяными, хлопчатобумажными), текстильными и другими изделиями, животными и другими товарами;

- социальное и духовное развитие социума, объединение разнородных сообществ людей в ходе распространения, адаптации и укоренения религиозных знаний и учений, переноса культурных ценностей и технических знаний (технических новинок, художественных сюжетов и других);

- развитие натурального обмена и торговли, в первую очередь, локальной, а также перемещение товаров из Центрального Китая и с побережья на окраины империи и обратно, при этом для Китая торговля на дальние расстояния не являлась приоритетом;

- реализация политики добрососедства, обеспечения контроля правительства Китая над территориями, граничащими с восточной частью исламского мира, т.е. Согдианы (г. Самарканд – один из древних городов «Шёлкового пути»).

В наступившем тысячелетии Китай, с учетом исторического опыта, выдвинул ряд инициатив крупного масштаба, в основе которых находится стратегия «Один пояс-один путь» («ОПОП»). В рамках данного экономического плана намечено создать «ЭПШП» и новый «Морской Шелковый путь». По состоянию на начало 2019 г. соответствующие идеи и проекты поддержали более 100 государств и международных организаций. По мнению руководства КНР, задачами «ОПОП» являются развитие транспортной инфраструктуры, промышленности и сельского хозяйства, укрепление отраслевой и межстрановой кооперации, создание финансовой системы нового облика.

Социокультурной (идеологической) платформой сотрудничества стран-участниц «ОПОП» является концепция под названием «Сообщество общей судьбы человечества», предусматривающая расширение политических контактов стран-участниц, укрепление безопасности, развитие гуманитарного сотрудничества для обеспечения «чистого» и устойчивого развития сообщества государств и наций, разделяющих общие ценности (предложенные Китаем).

В последние несколько лет влияние КНР усиливается во многих странах АТР, Центральной Азии. Среди стран ЕАЭС высокую активность к совместному сотрудничеству демонстрирует Республика Казахстан. В 2015 г. Китай и Казахстан подписали «Совместную декларацию о новом этапе всеобъемлющего стратегического сотрудничества», закрепившую договоренность о сопряжении программы «Светлый путь» (принята в 2014 г.) с проектами «ОПОП».

В целом, современные инициативы Китая по созданию «шёлковых» и иных «путей» базируются на исторических опыте и знаниях, которые продемонстрировали свою эффективность на протяжении многих столетий.

Смыслы этих предложений не новы. Они не заключаются в получении экономической выгоды в ограниченный период времени, согласно конкретным параметрам (ключевым показателям эффективности и другим). Основная задача КНР - объединение разнохарактерных общностей людей, сплоченных в рамках государств, международных структур, общественных движений и партий с использованием механизмов финансового и нефинансового характера на основе высоких этических принципов (справедливости, взаимоуважения, равноправия, всеобщей безопасности и процветания и других). Ключевая цель – формирование вокруг Китая и под контролем Китая территорий стабильности и предсказуемости, надежных источников сырьевых ресурсов.

Благодарю за внимание.

Не забывайте подписываться на канал.

До новых встреч!