Транспортировка нефти и газа в Азербайджане.Трубопроводный транспорт.

8 February 2019
Картинка с сайта: https://themaghrebtimes.com
Картинка с сайта: https://themaghrebtimes.com

Сегодня продолжим рассматривать нефтегазовый сектор республики Азербайджан. Начало в предыдущей статье. Транспортный сектор является неотделимой частью энергетической системы. Рассмотрим его подробнее. Итак.

Трубопроводный транспорт АР начал активно развиваться в ХХ веке с расширением сети нефтепроводов и продуктопроводов, по которым сырье поступало от основных промыслов к перерабатывающим заводам и в другие регионы, а продукция низшего передела – на химические и нефтехимические предприятия. В 50-е годы были созданы новые и модернизированы действующие трубопроводы: «Баку-Батуми», «Баку-Тбилиси», «Баку-Новороссийск», «Астара-Нефтечалинское-граница с Ираном» и др.

В 90-е годы в течение первых нескольких лет разработки «АЧГ» азербайджанская нефть направлялась в российский порт Новороссийск по МНП «Баку-Новороссийск», согласно договору, который действовал в период с 1996 г. по 2013 г. (начиная с 2014 г. транспортировка нефти осуществляется на основе коммерческого контракта, заключенного НК «Транснефть» и «ГНКАР»).

В 1999 г. был введен в эксплуатацию магистральный нефтепровод «Баку-Тбилиси-Супса», а в 2006 г. - более мощный трубопровод «Баку-Тбилиси-Джейхан», конечный пункт которого находится на Средиземноморском побережье Турции вблизи с границей с Сирией. МНП «БТД» позволяет экспортировать нефть в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Его пропускная способность - около 50 млн. т в год (1 млн. барр./сут.), расчетный срок эксплуатации - 40 лет, при этом в последние 15 лет (после 2034 г.) нефтепровод будет передан в собственность Азербайджана.

В 1982-1986 гг. была создана основа национальной ГТС - разветвленная система газопроводов, по которым топливо транспортируется в северном и западном направлениях («Кази-Магомед-Моздок», «Кази-Магомед-Казак- Сагурамо») и к границе с ИРИ («Кази-Магомед-Астара»). В настоящее время эти объекты поддерживаются в работоспособном состоянии и обеспечивают надежность транспортировки энергоносителей.

Магистральный Южно-Кавказский трубопровод («БТЭ», начало эксплуатации - 2006 г, пропускная способность - 20 млрд куб. м газа в год.) был создан для транспортировки газа с месторождения «Шах Дениз» в Турцию и далее на рынок Европейского Союза.

В Азербайджане и Грузии нефтепровод «БТД» и газопровод «БТЭ» проложены в одном коридоре на расстоянии 10-30 м, при этом их отдельные участки проходят вблизи районов с повышенными политическим рисками - Нагорного Карабаха и Южной Осетии (на ее территории находятся около 1,5 км МНП «БТД»).

Полный текст статьи опубликован на моем сайте:

http://matveev-igor.ru/articles/366227

Благодарю за внимание!

Не забывайте подписываться на канал.