Гармонизация мелодии

9 November 2019

Пример гармонизации мелодии с применением K6/4 и D7 

Дана мелодия:

кликай картинку, чтобы увидеть большую
кликай картинку, чтобы увидеть большую

Тональность — соль минор, размер-4/4. Изложена мелодия в форме периода, делящего на два предложения. Период неповторного строения, так как второе начинается иначе, чем первое. Ритмосинтаксическая структура всего периода - объединение.

Строение первого предложения: 2 такта+2 такта, признаком членения здесь является ритмическая повторность. Второе — на более мелкие части здесь не делится.
     Первое предложение оканчивается половинной каденцией, которая состоит из K6/4 и доминантового трезвучия.

Звук си-бемоль в четвертом такте принадлежит тоническому аккорду, однако, находясь в каденции и попадая на сильную долю, гармонизуется не функцией Т, а кадансовым секстаккордом.

Следующая за ним нота ля находится на относительно сильной доле и гармонизуется доминантой. Таким образом, в 4-м такте в басу будет звук ре. Точно так же в заключительной каденции, в седьмом такте периода, звучание ре на сильной доле, являясь звуком тонического трезвучия, гармонизуется не Т, а К6/4. Следующая за ним нота фа-диез,( функция D7), которая разрешается в тонику (Т),— восьмой такт. Из этого следует вывод:
В каденциях перед доминантовой гармонией на сильной доле надо брать не Т, а К6/4.

Наметим подробный план гармонизации.

    В первом такте звук ре входит в тонику и в доминанту, однако, мы гармонизуем этот звук тоническим трезвучием, так как гармонизацию мелодии нужно начинать с тоники, а не с

доминанты. Ми-бемоль в том же такте является терцовым тоном субдоминантового трезвучия, следовательно ,этот звук можно гармонизовать только субдоминантовым трезвучием.

   Во втором такте звук ре надо гармонизовать только тоническим трезвучием, так как следующий за ним звук ( до) требует субдоминантового трезвучия, основным тоном которого является (после доминанты, как известно, субдоминанта не применяется)нота до.
Звук си в третьем такте является терцовым тоном тонического трезвучия, звук до — основной тон субдоминанты. Четвертый такт мы уже наметили.

     В пятом такте звуки си и до должны быть гармонизованы соответственно тоническим и субдоминантовым трезвучиями. Звук ре следует гармонизовать только тоническим трезвучием, так как в шестом ми-бемоль требует субдоминантового трезвучия.
Звук ре шестого должен быть гармонизован тоническим трезвучием, а ми-бемоль на четвертой доле — снова субдоминантовым трезвучием. Такты седьмой и восьмой уже наметили.

  Таким образом, определяя функцию каждого звука мелодии, совершенно необходимо все время учитывать функции соседних звуков и соблюдать правила смены аккордов.

После определения гармонических функций следует записать соответствующие им басовые звуки:

Затем записываем средние голоса.

    Гармонизуем мелодию сначала в тесном расположении. Соединение тоники и субдоминанты в первом такте гармоническое, во втором тоника и субдоминанта должны обязательно мелодически: так как мелодия направлена вниз, бас следует вести на кварту вверх, противоположно ходу мелодии альт и тенор вместе с мелодией также пойдут вниз.

   Субдоминантовое трезвучие и К6/4 (з-й и 4-й такты) соединяются гармонически. В пятом такте субдоминанта и тоника соединяются мелодически: мелодия направлена вверх, бас следует вести на кварту вниз. Все последующие аккорды соединяются гармонически.

Приводим гармонизацию данной мелодии в тесном расположении:

Широкое расположение:

Примечание: T(тоника); S (субдоминанта); K/6/4(кадансовый секстаккорд); D7(доминантсептаккорд).

Подарок моим подписчика:

'' Многие ученные объяснили мир; все дело в том, как его претворить в жизнь''

Устала я, приступаю к земному философствованию)

Фразы дирижеров:

> Надо очень крепко взять эту ноту, даже если фальшиво

> Уберите свой маникюр с грифа!

> Левой рукой сильней шевелите, чтобы все думали, что вы живы.

Ю.Музычная ©