ПРОСТЕЙШИЕ ФОРМЫ И КАДЕНЦИИ

11 December 2019

Каденция.

Под термином «каденция» понимается гармонический оборот, завершающий музы­кальное произведение, его часть или отдельное построение. Мы будем иметь дело в ос­новном с 'каденциями, которые завершают отдельное построение.

Брейк.

В джазе каденция носит название «брейк» (break[1]). Брейк в законченном виде сформировался в блю­зе. Он представляет собой такты (обычно два), оставшиеся свободными, т. к. тема блю­за обычно кончается раньше завершения музыкальной структуры, что связано с поэтиче­ским текстом блюза.

Эти такты заполняются импровизацией или просто аккордами. Этот блюзовый прием нашел отражение в других джазовых формах в виде своеобразной ор­кестровой каденции. В неблюзовых джазовых темах также часто остаются такие свободные такты. Прежде, чем перейти к каденции, необходимо сказать несколько слов о самых рас­пространенных джазовых формах.

Форма джаза.

Они традиционны. Наиболее типичная форма джазовой инструментальной музыки — тема с вариациями. Обычно на гармонию темы, которая зани­мает 12, 16 или 32 такта, играется поочередно ряд импровизаций различными инструмента­ми.

Количество тактов, занимаемых темой, называется «квадратом» или «корусом». Тема излагается всеми инструментами в начале и в конце, после того, как несколько солистов выступят со своими импровизациями.

Солист может импровизировать произвольное коли­чество квадратов. Продолжительность импровизации солистов зависит от общего замысла формы, а также от фантазии, настроения солиста. Тема обычно имеет форму периода.

Схематически это может выглядеть, к при­меру, так:

форма периода
форма периода

Возможны и отклонения в форме. Например, между темой и первой импровизацией играется вставка в несколько тактов, иногда она может повторяться перед каждой после­дующей импровизацией и перед репризой. Бывают и другие отклонения. Каденция, о ко­торой вдет речь, занимает, обычно два последних такта раздела:

каденции
каденции
[1] Break (англ.) — перерыв, пауза. В дальнейшем понятие «брейк» стали употреблять в несколько ином смысле, иапрнмер, по отношению к соло какого-либо инструмента (в основном ударных), местоположение кото­рого не всегда может совпадать с местоположением каденции.

Гармония стандартных каденционных оборотов применяется также в других местах темы, в частности, в начальных тактах построений, или растягивается на более длительные промежутки времени. Об этом пойдет речь в дальнейшем. Приводим гармонические схемы простейших каденций:

простейшие гармонические схемы
простейшие гармонические схемы

Видео мажорной и минорной схемы:

худеем
худеем
ха-ха-ха...
ха-ха-ха...