Каденция.
Под термином «каденция» понимается гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение, его часть или отдельное построение. Мы будем иметь дело в основном с 'каденциями, которые завершают отдельное построение.
Брейк.
В джазе каденция носит название «брейк» (break[1]). Брейк в законченном виде сформировался в блюзе. Он представляет собой такты (обычно два), оставшиеся свободными, т. к. тема блюза обычно кончается раньше завершения музыкальной структуры, что связано с поэтическим текстом блюза.
Эти такты заполняются импровизацией или просто аккордами. Этот блюзовый прием нашел отражение в других джазовых формах в виде своеобразной оркестровой каденции. В неблюзовых джазовых темах также часто остаются такие свободные такты. Прежде, чем перейти к каденции, необходимо сказать несколько слов о самых распространенных джазовых формах.
Форма джаза.
Они традиционны. Наиболее типичная форма джазовой инструментальной музыки — тема с вариациями. Обычно на гармонию темы, которая занимает 12, 16 или 32 такта, играется поочередно ряд импровизаций различными инструментами.
Количество тактов, занимаемых темой, называется «квадратом» или «корусом». Тема излагается всеми инструментами в начале и в конце, после того, как несколько солистов выступят со своими импровизациями.
Солист может импровизировать произвольное количество квадратов. Продолжительность импровизации солистов зависит от общего замысла формы, а также от фантазии, настроения солиста. Тема обычно имеет форму периода.
Схематически это может выглядеть, к примеру, так:
Возможны и отклонения в форме. Например, между темой и первой импровизацией играется вставка в несколько тактов, иногда она может повторяться перед каждой последующей импровизацией и перед репризой. Бывают и другие отклонения. Каденция, о которой вдет речь, занимает, обычно два последних такта раздела:
[1] Break (англ.) — перерыв, пауза. В дальнейшем понятие «брейк» стали употреблять в несколько ином смысле, иапрнмер, по отношению к соло какого-либо инструмента (в основном ударных), местоположение которого не всегда может совпадать с местоположением каденции.
Гармония стандартных каденционных оборотов применяется также в других местах темы, в частности, в начальных тактах построений, или растягивается на более длительные промежутки времени. Об этом пойдет речь в дальнейшем. Приводим гармонические схемы простейших каденций:
Видео мажорной и минорной схемы: