Ох уж эти "сказки", ох уж эти "сказочники" о Великой отечественной войне

24 May

Что делать в период самоизоляции? Смотреть кино. Много. Разного. А так как 9 мая относительно недавно прошло, то смотрела много военных фильмов, и советских и новых, и теперь могу осуждать Пастернака не просто так, а с аргументами.

Китов, на которых держатся современные военные «шедевры», как и положено три. Это замыленные лица одних и тех же актеров. Это, куда ж без нее, кровавая гэбня и зажатые между ними и немецкими танками, как между молотом и наковальней, вчерашние репрессированные-штрафбатовцы. Ну и вишенка на торте – немцы «тоже женщина несчастная, она графа любит». Тьфу! Фрицы тоже люди, они, когда убивали, так страдали, так страдали, что награбленные куры и свиньи в горло не лезли.

На самом деле есть кит и четвертый, мощный – замена спецэффектами и графикой живого человека и живого чувства, но про это надо говорить отдельно. Итак, три кита военного кинематографа.

К лицам претензия конкретная. НЕ ВЕРЮ! Дорогие мои, ну когда снимаете военные фильмы, найдите фото людей того времени. Не было тогда анорексичек с накачанными губами. Голодающее Поволжье было (правда, в 30-е), а анорексичек на военных фото не было. Удивительно, но как-то так. И смазливых мальчиков с голодным блеском: мне б бабла и баб побольше тоже не было на фото. Не, бабы – что естественно, то небезобразно, да и деньги никто не отменял. Но, елки-палки, если вы актер, притушите цинизм в глазах, уберите капиталистический оскал улыбки и играйте, что по роли положено – бойца красной армии, только что от трактора, станка и родной законной жены, а то и вовсе нецелованного еще.

В Волгограде в одном из военных музеев попала на выставку фотографий наших и немецких солдат. Вот знаете, даже если форму прикрыть, по одному лицу можно угадать, где советский солдат. Добродушнее они что ли выглядели… Но однозначно, ни цинизмом, ни брезгливой надменностью, не злобностью эти лица не отмечены. И неважно, рядовой там изображен или генерал.

Кровавая гэбня, имеющая всех и вся в различных позах – это уже без малого тридцать лет любимая БДСМ-фантазия нашей творческой интеллигенции. Нет, реально, если бы этих ребят в фуражках с синими тульями и красными околышами не было, их надо было бы придумать, как то чудище, которое «обло, озорно, стозевно», чтоб было на кого списать от воровства в родном колхозе до провальных фильмов, снятых на деньги налогоплательщиков.

И кого из творцов волнует, что снимают они лажу, типа «Сволочей», «Разведчиц» или «Апостола», «Штрафбата», «Попа» или «Ржева», имеющих отношение к реальности, как тамагочи к живому щенку, и хромающих на логическую и историческую ноги. Какая история, какая логика, когда маячит бабло от Минкульта и прочих щедрых организаций, раздающих деньги за создание военных эпосов для быдла, которое все схавает! А если быдло попадется въедливое и возмутится, то всегда есть отмазка на все времена: Я художник, я так вижу. Одна беда, если часто кричать «волки, волки», то в них перестают верить. Даже если часть того, что они снимают, правда. Вот такая же ерунда происходит и с нежно лелеемым образом кровавой гэбни. Особенно когда кричальщики – люди зачастую весьма изворотливых моральных принципов или наследственной хитро…мудрости, и безусловно верить им как-то не получается.

На этом кровавом фоне политруки Фомин и Клочков из «Брестская крепость» и «28 панфиловцев», смотрятся настоящими белыми воронами: младенцами на завтрак не питаются, в спины солдатам не стреляют, а умирают за Родину, как дураки. Даже как-то не кошерно, явная недоработка режиссеров.

В общем, «полстраны сидело, полстраны охраняло», и воевали так же. Заградотряд толкал в спину прикладом штрафбат. Так и выиграли. Впрочем, и в фильмах про «сейчас» изображение реальности недалеко ушло. У нас в «умном» кино кто не олигарх и чиновник, тот быдло синюшное. Третьего не дано. И кого волнует, что «третьих» в стране большинство.

Третий кит пока набирает силу, но тема еще более двусмысленная. Например, «4 дня в мае» про хороших немцев, защищающих детский дом от плохих советских солдат. Или «Поп» про немцев, озаботившихся возродить православие на оккупированных ими территориях. Или «Сталинград» с немцем-гуманистом. Это и понятно, он по Гроссману якобы снят, там немцы не самые поганые люди, не то что наши.

Снятый по повести Адамовича фильм «Франц+Полина» был, наверное, первой ласточкой на эту тему, и наиболее деликатно ее поднял. Да, немцы тоже люди, не все хотели воевать, не все хотели убивать. И спустя 75 лет после окончания войны надо перестать ненавидеть и видеть в них врагов. Но статистики ради из 27 миллионов погибших советских граждан около 20 миллионов были мирными жителями на оккупированных территориях. И не хляби небесные их поглотили, не молния поразила. А они жертвы тех самых своих культурных чистеньких постояльцев из цивилизованной Европы. Так что в целом, немцы есть и хорошие, но они к нам с мечом пришли, и не нам искать им оправдания. Даже через 75 лет. Не злопамятности ради, а в память о 20 миллионах.

Современное батальное кино: война ради войны? https://zen.yandex.ru/media/id/5bf58c3dcb2c6900aa3f05af/sovremennoe-batalnoe-kino-voina-radi-voiny-5eccb1865ba0aa528c7f0e37