Мать Иисуса Христа

Как-то во время проповеди Христа, в толпе, слушающей Его, были матерь и братья Его. И «одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Другими словами: «Как счастлива и благословенна Мать, которая родила этого человека!» А Христос сказал ей в ответ: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11:27,28).

Вы заметили, в восклицаниях этой женщины слышно эхо того, что говорила Дева Мария, когда ангел Господень сказал ей, что она родит сына, и что рождаемое ею святое наречется Сыном Божьим, что за это ее будут ублажать все народы.

Это как раз и делала эта женщина, она ублажала Матерь Иисуса, говоря, как благословенна и счастлива она, что имела честь родить такого Сына. Отвечая этой женщине, Христос не отрицает и не подтверждает сказанного ею, но Он говорит, что существует блаженство, которое выше родственных связей по плоти и доступно всем - это блаженство духовных взаимоотношений с Иисусом Христом.

И такие взаимоотношения с Иисусом возможны, если мы будем соблюдать Слово Его. Не кровное родство с Иисусом является самым важным, но отношение человека к Его Слову. Блаженны соблюдающие Его повеления!

Помимо повествования о рождении Иисуса, в Евангелии упомянуто еще четыре других события, в которых мы встречаем Иисуса и Его Матерь вместе. Первый раз в Иерусалиме, в храме, когда Иисус был двенадцатилетним отроком, второй раз на браке в Кане Галилейской. Третий раз было в вышеупомянутом случае, когда эта женщина воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!», а четвертый и последний раз, это было у Голгофского креста.

Сегодня я хотел бы, чтобы мы сосредоточили наше внимание на словах Иисуса, сказанных во время распятия и обращенных к Его Матери и к любимому ученику Иоанну. Об этом написано в Евангелии от Иоанна. Вися на кресте, «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26,27). Во время распятия Спасителя ближе всех остальных стояла у креста Его Матерь.

Может ли кто из нас представить хотя бы крошечную долю того, что переживала Мария, Матерь Иисуса, видя своего Сына умирающим в страшной агонии. Его смерть сопровождалась не только невыносимыми страданиями, но и большим позором. Ведь распятие было уделом только самых злостных и опасных преступников.

Можете ли вы войти в положение Матери, стоящей у креста в беспомощности и смотрящей, как умирает Тот, Которого она родила? Это она, Мария, держала Его у своей груди, когда Он был младенцем. Это она учила Его делать первые шаги, говорить первые слова. Она Его вырастила и воспитала. А теперь, стоя близ Него, умирающего страшной смертью, она не может даже дать Ему глоток воды или отереть Его окровавленное чело. Сердце ее обливалось кровью, видя, как гвозди терзали Его руки и ноги, которые всегда вели Его на дела милосердия и любви.

И вот, находясь в самых тяжелых и страшных страданиях, Иисус обращается к ней, и из запекшихся уст Его она слышит: «Жено! се, сын Твой», а Иоанну Он говорит: «Се, Матерь твоя!» Христос не называет Марию Матерью, но говорит «жено». Жено - это церковнославянское слово, означающее женщина. Такое обращение мы не должны воспринимать как нечто непочтительное, в те времена оно было общепринятым и уважительным. И тем не менее невольно напрашивается вопрос: «Почему Христос так обращается к Своей матери?» Этим Христос говорит, что Матерь Его не должна рассчитывать на особые права и привилегии по родственной связи.

Отныне ее взаимоотношения с Ним зависят не от кровного, а от духовного родства, которое достигается через подчинение воле Божьей. Есть родство, которое несравнимо с родством плоти, как сказано в Евангелии, «которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:13). И Мария должна сродниться с Иисусом таким же путем - признанием Его, как своего Спасителя. Она имеет дело уже не с Сыном по плоти, эти взаимоотношения на Голгофе заканчиваются, но продолжаются взаимоотношения с Сыном Божьим – ее Спасителем.

Да, несмотря на то, что ей, Деве Марии была оказана наивысшая честь, когда-либо проявленная человеку: быть Матерью Иисуса Христа, дать Ему человеческое тело, тем не менее она должна была принять спасение чрез Его смерть. И быть оправданной не делами, не личными достоинствами, не родством по плоти, а только верой в Господа Иисуса Христа.

Мария это поняла раньше, когда Ангел объявил ей, что родит Сына, зачатого от Духа Святого. От радости она восклицает: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, СПАСИТЕЛЕ Моем...» (Лк.1:46,47).

И здесь у креста мы видим удивительное смирение Марии. Она безмолвно покоряется тому, что Он говорит ей: «Жено! теперь вместо Меня у тебя будет другой сын, не Я, а Мой ученик Иоанн», а Иоанну Христос говорит, что отныне она будет его матерью.

Что Мария приняла Иисуса, как своего личного Спасителя и сроднилась с Ним чрез Его пролитую кровь, мы видим из того, что она в горнице вместе с остальными уверовавшими в Него молитвенно ожидает обещанного от Бога Отца Духа Святого. Это последний раз, когда Мария упомянута на страницах Священного Писания (Деян.1:14).

Врубель М.А. "Сошествие Святого Духа на Апостолов" (1885)
Врубель М.А. "Сошествие Святого Духа на Апостолов" (1885)

В чудный час, когда сошел Дух Святой в день Пятидесятницы, матерь Иисуса Христа была одной из тех, кто принял дар Отца Небесного. Того же самого Духа, Который образовал в ее чреве тело Иисуса, Он же теперь родил Того же Иисуса в ее сердце, но уже не временно, а навеки, чтобы она могла иметь Его как своего личного Спасителя и Господа, вечно пребывающего в ней. Все естественные связи должны были быть разорваны, чтобы было по благодати, а не по каким-либо заслугам. Заслуга нашего спасения только одна - искупительная жертва Иисуса Христа.

Но ни в коем случае мы не должны относиться с пренебрежением к Матери нашего Спасителя, ибо ни о каком другом человеке не сказано, что он блажен, только о Марии. Но ублажая ее, Писание нигде не говорит нам о том, чтобы обращаться к Марии, как к посреднице между нами и Богом.

Дорогие друзья, никогда не забудем, что между Богом и человеком есть один и только один посредник, который мог совершить искупление рода человеческого и это никто иной, как Тот, Которого родила Дева Мария. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех...» (1Тим.2:5).

Мой друг, какого чудного Спасителя мы имеем, какого посредника между нами и Богом! Он один может нас представить Богу святыми и непорочными, полностью оправданными пред Ним. Является ли Иисус Христос твоим Спасителем? Если нет, то приди к Нему сейчас, Он тебя ждет, чтобы тебя спасти.

Ярл Николаевич Пейсти