Сколько зарабатывают торговки в поездах дальнего следования: разговор с одной из них

Платочки, бижутерия, пирожки, - женщины лет пятидесяти идут из вагона в вагон, настойчиво приставая к пассажирам. Что это - прибыльный бизнес или тяжёлый неблагодарный труд? Последние годы торговок становится всё меньше, ужесточаются правила, но в российской глубинке это явление ещё присутствует.

Женщина с тремя огромными сумками, переваливаясь с боку на бок, ковыляла по проходу вагона. В каждом отсеке нашего плацкарта она останавливалась и долго-долго рекламировала свой товар, настойчиво предлагая его купить. Пассажиры молча терпели назойливую женщину, некоторые даже с интересом слушали, но покупать товар не торопились.

Вот она поравнялась с моим местом. Я как раз сидел около туалета на боковушке, а потому, она, видимо, устав, присела на свободную койку в купе напротив. Перевела дыхание и начала было свой рассказ о чудо-свойствах её бижутерии и камешков, о том, что платки полностью ручной работы и связаны с душой и в таком духе. Но я прервал нудное повествование и перевёл разговор в другое русло.

Я расспросил торговку о её работе, условиях труда и доходе. Женщина охотно поделилась со мной и вот что я узнал:

Женщину звали Надеждой. В её посёлке работы особо нет, но железнодорожная станция довольно крупна и поездов много. Поэтому многие местные зарабатывают себе на жизнь именно торговлей. Кто пирожки на станции продаёт, кто как она - торгует прямо в вагоне.

Пустят или не пустят в вагон зависит от проводников - поэтому важно всегда иметь что-то, чем можно задобрить главного по вагону. Последнее время становится всё труднее, многие боятся пускать торговцев в вагоны, особенно новички, но к уже знакомым проводникам в вагоны проходят без проблем.

Удивительно, но покупатели на товары таких предпринимателей находятся. Я хоть сам и не видел, чтобы у таких торгашей люди что-то покупали, но Надежда заверила, что за один проход по вагону у неё бывало и по 5-7 продаж. Правда, если очень повезёт.

В среднем выходит одна-две продажи на три вагона. Но и оно того стоит. Наценка большая, а день длинный. И поездов много. В день, говорит, получается несколько десятков вещей продать. Раньше она торговала газетами и журналами, но доход был скромный. От бижутерии и платков выходит по несколько тысяч за смену, как она выразилась. Но это если повезёт. Бывают и такие дни, когда вообще не везёт и уходишь домой с пустыми руками.

Но женщина полна оптимизма. На наёмной работе я бы всё равно столько не заработала. А так в месяц 30-40 тысяч получается. В лучшие месяцы и до 70 доходило.

Вот так, оказывается, зарабатывают и живут торговки в поездах. И хотя их количество становится всё меньше, контроль и борьба с незаконной торговлей усиливаются, люди не плохо зарабатывают себе на жизнь. Пока зарабатывают.

Можно по-разному относится к ним, но на мой взгляд, торговцы всякой всячиной в поездах являются неотъемлемой частью любой поездки, как стук колёс поезда или беседа с добрым попутчиком !

А вот ещё интересная история, которая случилась во время одной из моих поездок: Бабка в поезде выругала нас с другом за копчёную рыбу и колбасу