Станции-близнецы Москвы и Питера

Когда я провожу свою авторскую экскурсию «Мистика и символика московского кольца. Секреты кольцевой линии», то задаю людям интересные вопросы, чтобы им нескучно было. Когда люди вовлечены в процесс, а не только слушают рассказчика, так интересней и лучше запоминается информация. Так вот, вопрос первый: "Какая московская станция самая глубокая?". Практически все, безошибочно, называют станцию "Парк Победы", глубина которой (по прямой) 76 метров. Здаю второй вопрос: "А какая самая глубока в России?". Задумываются, сначала произносят Питер, а потом станцию "Адмиралтейская", глубиной 86 метров. Ну и в заключении: "Какая станция самая глубокая в мире?". На этом вопросе люди впадают в ступор, вспоминают Японию, Америку, Англию и т.д. Меж тем самая глубокая станция в мире - это "Арсенальная" в Киеве, глубиной 105,5 метра.

Лет 6 тому назад я жила в гостинице "Салют" возле станции "Арсенальная" и меня ужасно выводило из себя длинный и долгий подъем и спуск на двух медленных эскалаторах. Там почти все сидят на ступеньках. Так как станция глубокая, то у нее нет станционного зала. Спускаешься с эскалатора и идешь через две арки налево или направо, в зависимости от того, в какую сторону надо ехать. Кстати в Москве до войны было много таких станций без залов. Их потом "пробурили". Например, на станции "Чистые пруды", "Лубянка" или "Павелецкая"-радиальная.

Киев. Станция метро "Арсенальная"
Киев. Станция метро "Арсенальная"

Питерское метро начали строить гораздо позже Москвы: не было надежных технологий и оборудования, сдерживающего "водный" город на Неве, потом война, блокада. Первые поезда в Ленинграде пошли в 1955 году. Многие архитекторы, которые работали над созданием станций в Москве, возводили и Питерское метро. И "лишние" или понравившиеся элементы из Москвы перекочевывали в Ленинград.

Такие светильники можно увидеть в Москве на станции «Новослободская» (1952 год) и в Санкт-Петербурге на станции «Площадь Восстания» (1955 год).  В Питере именно эта станция первая встречает москвичей,  потому что расположена у Московского вокзала. Своды московской и питерской станций украшают роскошные люстры, напоминают дамскую юбку из нежнейшего шелка цвета слоновой кости.
Такие светильники можно увидеть в Москве на станции «Новослободская» (1952 год) и в Санкт-Петербурге на станции «Площадь Восстания» (1955 год). В Питере именно эта станция первая встречает москвичей, потому что расположена у Московского вокзала. Своды московской и питерской станций украшают роскошные люстры, напоминают дамскую юбку из нежнейшего шелка цвета слоновой кости.

Станция "Октябрьская" Кольцевой линии (первоначальное название "Калужская") была открыта в 1950 году и построена по проекту архитектора Леонида Михайловича Полякова. Он родом из Санкт-Петербурга, и, видимо поэтому в 1949-54 годах Поляков строит в Москве сталинскую высотку для гостиницы "Ленинградская" на Комсомольской площади (ныне отель "Hilton Moscow Leningradskaya". А параллельно со станцией "Октябрьская" архитектор строит в Ленинграде станцию "Пушкинская". Только тематика оформление этих станций кардинально противоположна. Я рассказываю об этом подробно на станции "Октябрьская" во время моей авторской экскурсии «Мистика и символика московского кольца. Секреты кольцевой линии».

Станция «Октябрьская» (Москва) и «Пушкинская» (Санкт-Петербург). «Октябрьская» – это некрополь погибших в Великой  Отечественной войне. В торце - арка с оградой и голубым сводом, прозванная  москвичами «голубым огоньком». Та же арка есть и на «Пушкинской» в  Питере, где уже не за решеткой, а практически в «райском» саду присел  А.С. Пушкин выполненный скульптором М.К. Аникушиным, автором знаменитого  памятника поэту возле Русского музея.
Станция «Октябрьская» (Москва) и «Пушкинская» (Санкт-Петербург). «Октябрьская» – это некрополь погибших в Великой Отечественной войне. В торце - арка с оградой и голубым сводом, прозванная москвичами «голубым огоньком». Та же арка есть и на «Пушкинской» в Питере, где уже не за решеткой, а практически в «райском» саду присел А.С. Пушкин выполненный скульптором М.К. Аникушиным, автором знаменитого памятника поэту возле Русского музея.

И в Москве и в Санкт-Петербурге есть станции под названием "Маяковская". По проекту эти станции совсем разные, да и построены в разное время. Московская появилась в 1938 году, а питерская только в 1967 году. Когда в детстве я приехала в Ленинград - эта станция показалась мне чудом. Мне кажется, она поражает каждого, кто впервые приезжает в этот город. Вся украшенная красной, как кровь, мозаикой она не имеет привычной для Москвы путевой платформы – вместо этого многочисленные двери, которые открываются когда приходит поезд. Но в оформлении этих станций буквально недавно появилось общее. Если зайти на питерскую Маяковку со стороны Невского проспекта, на колонне можно увидеть изображение поэта и стихи: «Славьте молот и стих, землю молодости!». А со стороны эскалатора вот эти известные строки: «Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет!».

Станции «Маяковские» в Питере и Москве.
Станции «Маяковские» в Питере и Москве.

Такое же оформление со стихами и изображением поэта придали новому выходу к Тверской-Ямской улице из московской станции «Маяковская» в 2005 году. Здесь установили ранее стоявший в торце станции бюст В.В. Маяковского работы А. П. Кибальникова, автора памятника поэту на Триумфальной площади и надгробия с барельефом на Новодевичьем кладбище. А своды вестибюля украсили мозаиками неба и облаков в окружении жёлтого фона листа тетради в клетку, где написаны цитаты из стихотворений поэта.

В наше время, когда отправляешься в путешествие на Сапсане, кажется, что совершаешь обычную поездку на метро. Ведь голос объявляет такую традиционную для метро фразу: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – Санкт Петербург!». Или Москва…
В наше время, когда отправляешься в путешествие на Сапсане, кажется, что совершаешь обычную поездку на метро. Ведь голос объявляет такую традиционную для метро фразу: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – Санкт Петербург!». Или Москва…

Автор статьи — Наталья Леонова