Как томозит многотонный самолёт? Поговорим о реверсе.

В прошлом посте мы выяснили, как работает турбовентиляторный двигатель, а сегодня предлагаю ознакомиться с одним устройством на двигателе – реверсом.

Реверс — устройство для направления части воздушной или реактивной струи по направлению движения самолёта и создания таким образом обратной тяги. Другими словами – это устройство, поворачивающее поток воздуха в обратную сторону и помогающее самолёту затормозить. К слову, реверс - это только один из помощников при торможении, кроме него большая часть этого сложного дела по остановке многотонной махины лежит на колёсах и механизации крыла.

Как мы помним из прошлого поста, через внешний контур двигателя проходит огромное количество воздуха – это позволило оснастить двигатель эффективной системой реверса тяги

Реверс реализуется путём отклонения части или всей струи, исходящей из двигателя, при помощи разнообразных затворок, которые перекрывают внешний контур и помогают направить поток воздуха в обратном направлении. В разных двигателях реверсивное устройство реализовано различным способом.

Ковшовые створки

Способ, в котором для перенаправления воздушного потока используются специальные створки определённого вида, так называемые «ковшовые». Таких створок на двигателях как минимум две или более и внешне они напоминают ковши.

Профилированные решётки

Способ, в котором в задней части двигателя и, возможно, сопла двигателя, выполнены специальные профилированные решётки. Во время работы задняя часть мотогондолы отодвигается назад, открывая специальные реверсивные решетки. Одновременно с этим внешний контур перекрывается дефлекторами, которые перенаправляют воздушный поток в сторону решеток.

Менее распространённый вид реверса – реверс со створками, перекрывающими движение потока как из внешнего контура, так и из внутреннего.

Кстати, реверс может использоваться в весьма необычных ситуациях…

Кроме этого, существуют самолёты, которые могут сдавать назад благодаря реверсу, но на гражданских судах такое не практикуется.

Обратите внимание - на Airbus-380 реверсом снабжены два из четырёх двигателей.

Но есть и самолёт, на котором реверсом снабжены все 4 двигателя - это наш Ил-76, однако на практике реверс внутренних (2-го и 3-го) двигателей стараются не использовать, так как возможно повреждение обшивки фюзеляжа.

А есть и такие самолёты, а которых реверс вообще отсутствует. Пример тому - самолёт Як-42 - для торможения этому самолёту достаточно механизации крыла и тормозной системы на колёсах.