Политики берут деньги на свои кампании у лоббистов крупных корпораций. Но это лишь первый уровень. Давайте усложним игру!
С одной стороны, всё законно: существуют законы регулирующие деятельность лоббистов, есть ограничения по суммам пожертвований от каждого юридического и физического лица. Но проблема в том, что теперь обычному гражданину доступно слишком много информации об этом процессе онлайн, и надо придумывать что-то новое, ведь выборы 2020 года не за горами!
Многие демократы открестились от денег зарегистрированных лоббистов. Ключевое слово - зарегистрированных.
Джо Байден недавно объявил, что всё-таки будет баллотироваться в президенты США, и провёл первое мероприятие по сбору средств в доме старшего чиновника кабельного гиганта Comcast, который курирует лоббистов компании, но сам официально не зарегистрирован как лоббист. Если он даст пару долларов на кампанию Байдена - ноу проблем! Он же не официально это делает, а так, по старой дружбе, помочь Старине Джо! Эту идею он позаимствовал у Барака Обамы, ведь Байден был вице-президентом в его администрации.
Юрист Стюарт Эйзенштат, который до недавнего времени был официальным лоббистом, собирается помогать Байдену по старой дружбе. Он не считает себя политическим оперативником, но бывший посол США в ЕС будет выступать в роли советника Байдена по внешней политике. Такие друзья дороже денег, с учётом связей дипломата ветерана. А там и до иностранных вложений рукой подать. Очень много шума по поводу "русской руки" в США, но Саудовкая Аравия, Израиль, Китай и другие страны тоже лоббируют свои интересы вполне открыто, а опытный советник поможет договориться.
Другие друзья Байдена тоже разбежались по частному сектору, и могут вливать финансы в кампанию Байдена, при этом не создавая ему репутацию "любителя К-стрит". К-стрит - улица в Вашингтоне, где находятся крупные лобби-фирмы.
А зачем ходить на эту страшную улицу, которую недолюбилвают простые американцы, когда можно занять немного долларов у крупного руководителя Fox или Herbalife без лишнего шума в прессе? Ведь это же бывший начальник штаба Байдена Дэнни О'Брайен и его бывший зам Алан Хоффман!
Политики помоложе уже освоили способы сбора средств онлайн, а вот 76-летний Байден пока ограничился рекламой в соцсетях, с просьбой "скинуться по пятерке баксов", чтобы "показать всем силу нашего движения".
Этого будет явно недостаточно против других демократов, которые активно пользуются продвинутой аналитикой соцсетей, чтобы собирать пожертвования.
Что и говорить про Трампа, который нанял эксперта по цифровому маркетингу Брэда Парскаля в качестве главы предвыборной кампании. А прошлые выборы он победил благодаря компании Cambridge Analytica, которая использовала информацию о пользователях Фейсбука, чтобы создавать контекстную рекламу для ключевых сегментов населения.
Итак, круговорот чиновников в природе продолжается, но традиционные лоббисты могут остаться за этим "кругом жизни". Посмотрим, как они выкрутятся из ситуации.
А то сотни голодных и протестующих лоббистов могут быть способны на многое!
Иван Загорский, Bureau Politica