Секреты успешных родителей: когда начинать раннее развитие детей

Ответственные родители задумываются о том, как они будут развивать своего ребенка, еще до его рождения. Они собирают материалы, классифицируют и систематизируют их, заранее запасаются пособиями для детей первого года жизни.

Когда начинать?

В идеале начинать заниматься с ребенком нужно с самого рождения. Самый важный момент – занятия должны соответствовать возрасту малыша. Бессмысленно и опасно пытаться научить 3-месячного ребенка, к примеру, ползать – он еще физически не в состоянии освоить данный навык. То же касается и интеллектуальных занятий.

Теоретические аспекты развития ребенка от рождения до трех лет

С новорожденным малышом нужно как можно больше разговаривать. Не о погоде, конечно, а проговаривать свои действия и называть окружающие предметы. Делать это нужно без коверкания речи (сюсюкания), с доброжелательной интонацией. Говорить желательно небыстро, четко проговаривая слова. Лексика должна со временем постепенно усложняться: сначала называем только то, что окружает малыша; потом постепенно переходим к предметам, находящимся в комнате, в которой ребенок проводит больше всего времени. Затем подключаем предметы из других комнат и так далее. Специалисты утверждают, что при таком подходе 7-8-месячный малыш способен показывать пальчиком на предмет, о котором спрашивает взрослый («Где лампа / диван / стол?»).

С восьмого месяца начинается время интенсивного пополнения пассивного словарного запаса ребенка. В этот период необходимо называть ребенку предметы, которые он видит и с которыми взаимодействует, периодически менять игрушки – старые убирать, новые доставать, через какое-то время менять местами. Целесообразно разыгрывать сценки с игрушками – как они едят, спят, ходят, сидят. Хорошими развивающими материалами станут пирамидки, вкладыши, матрешки.

Развитию ребенка от рождения до года (по месяцам) будет посвящена отдельная статья моего блога. В ней я приведу примеры конкретных видов деятельности, которыми нужно заниматься с ребенком – подписывайтесь на данный канал, чтобы ничего не пропустить:)

С года до полутора лет идет развитие активного словарного запаса и дальнейшее пополнение пассивного. Важная роль отводится развитию мелкой моторики, поскольку она напрямую связана с речевыми навыками. Рассматриваемый период – время, когда малыш знакомится в пальчиковыми красками, пластилином, получает первые систематизированные знания об окружающем мире (от разрозненных терминов – к понятийным группам).

Информация о развитии ребенка от 1,5 до 3 лет представлена ниже. Источник – https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/978/rannee-razvitie

· От 1,5 лет – период восприятия маленьких предметов (помещение бусинок в вазочку с узким горлышком).

· Около 2 лет – период умения «входить в группу». Сначала формируется умение играть в диадах (парах) и только ближе к дошкольному возрасту – общение в группе сверстников.

· От 2 до 4 лет – период повторения геометрических фигур, которое приводит к лучшему изучению математики (геометрические формы, размеры, деления).

· От 2 до 5 лет – период контроля и оттачивания движений. У малыша возникает естественное стремление ходить по линии, его легко научить пользоваться туалетом, чистить зубы. Все движения обязательно должны находиться в зоне практической жизни ребенка (пересыпание круп и песка, переливание жидкостей и т.п.).

· С 2,5 лет – период расширения словарного запаса.

· От 2,5 до 6 лет – период восприимчивости к сенсорным впечатлениям. У ребенка появляется способность утончать все чувства (например, он очень легко улавливает мелкие различия).

Практический опыт

Далее опишу, как я организовала занятия по раннему развитию со своим сыном. Я старалась следовать приведенной выше схеме, но в определенный момент пришлось от нее немного отступить.

С самого рождения Кирилла я, как и советуют специалисты, много разговаривала с сыном. Когда он бодрствовал, показывала ему предметы в кроватке и называла их. В результате сформировалась привычка к постоянному вербальному и невербальному взаимодействию с сыном. С самого его рождения и до сих пор (сейчас ему 2,5 года) у нас нет периодов во время его бодрствования, когда бы мы с ним не взаимодействовали. Сейчас это совсем нетрудно и воспринимается нами обоими как должное, но могу сказать точно: чем раньше сформировать у себя привычку к беспрерывному контакту, тем больше плодов это принесет и тем легче и быстрее будет развиваться речь ребенка.

С 5 месяцев мы начали читать книжки. Сын с большим интересом разглядывал картинки, я называла то, что он видел, и давала простейшую информацию об этом (мишка живет в лесу, малина – это ягода, ее можно кушать, и т.д.). 5-месячному ребенку крайне трудно сфокусироваться на чем-то хотя бы в течение 5 минут, поэтому наши первые занятия заканчивались очень быстро. Тут главное – регулярность: понемногу, но каждый день.

В 8 месяцев мы приступили к изучению цветов. Начали с 4-х базовых: красный, желтый, зеленый, синий. На мой взгляд, обучение цветам – одна из самых легких задач. Я брала 2 разных предмета, названия которых Кирилл к тому времени уже знал, одного цвета и проговаривала: «Это мячик. Он синий. А это кубик. Он тоже синий». Чтобы убедиться, что ребенок понимает, по какому признаку различаются эти предметы, я впоследствии показывала ему 2 одинаковых предмета (например, кубики) разного цвета и просила показать, где красный кубик, а где – синий. Как показала практика, малыш уже после первых объяснений усвоил, что я имею в виду цвета, и быстро запомнил их названия.

Чем младше ребенок, тем большее количество раз ему нужно повторить информацию, чтобы она из кратковременной памяти перешла в долговременную, поэтому каждое наше занятие мы начинали с повторения ранее изученного материала.

Прогулка – само по себе развивающее мероприятие, если грамотно подойти к ее организации. Я уже писала, что с самого рождения постоянно разговаривала с сыном, и время прогулки не являлось исключением. Когда мы гуляли, я проговаривала буквально все, что сын в тот или иной момент видел: машина едет, мальчик идет, кошка перебегает дорогу, машина поворачивает налево (сыну было чуть меньше года, когда он освоил понятия «лево», «право»), и так всю прогулку. Прекрасно помню, как тетеньки-соседки в такие моменты смотрели на меня, как на идиотку, а сейчас удивляются, когда слышат, как мой ребенок разговаривает развернутыми, грамматически правильными предложениями в свои 2,5 года, акселератом его называют.

Следует помнить, что знания об окружающем мире ребенок лучше усваивает, лично сталкиваясь со всеми явлениями, нежели когда он видит эти ситуации в книжке. Ничуть не умаляю пользы развивающих пособий по окружающему миру, но если есть возможность показать ребенку предметы и явления вживую, то лучше так и поступить.

Так начиналось раннее развитие моего сына. Дальше было последующее изучение цветов (к 1 г. 2 мес. он знал уже около 15 оттенков), формы, первые шаги в рисовании, лепке, бесконечное чтение всевозможных книг (с 1,5 до 2 лет ребенок ничем кроме книжек не интересовался от слова «совсем», хотя его никто не заставлял заниматься, да и много интересных игрушек у него было). Однако с речью все равно очень интересно получилось: несмотря на все мои усилия, до 2 г. 2 мес. он не разговаривал. Были только слова «мама», «папа», «баба» (даже не сами слова, а только первые слоги – ма, па, ба), «да», «нет». С 2 г. 2 мес. речь начала очень активно развиваться, и в 2 г. 4 мес. ребенок начал разговаривать предложениями. Очевидно, что малыш имел весьма обширный пассивный словарный запас, активизация которого и помогла ему так быстро заговорить.

Жду в комментариях истории о достижениях Ваших малышей (любой маме есть чем похвастаться – уж я-то знаю), а также вопросы по материалам данной статьи. Могу сделать дополнительную публикацию о том, как проходили наши занятия с года и до настоящего времени (пособия, по которым мы занимались и занимаемся, план занятий и т.д.): если интересно – пишите)