19 076 subscribers

Вязать легко и просто. Эта нестандартная бабушкина петля.

4,2k full reads
7k story viewsUnique page visitors
4,2k read the story to the endThat's 61% of the total page views
4 minutes — average reading time

Добрый день, дорогие подписчики и читатели канала! Мира, здоровья и ровных петелек вам!

Этой статьей мы с Хомяком открываем еще одну серию постов, на сей раз про технологию, «Вязать легко и просто». Поскольку Лана вяжет лет тридцать (с перерывом, правда), а Хомяк помогает ей лет десять уже – мы надеемся, что у нас есть что сказать миру. Если сказали не всё – просьба продолжить в комментариях, two heads are better than one.
Нас, опытных вязальщиц, много, вместе мы сила и можем помочь начинающим (да и себе заодно, всегда полезно узнавать про опыт коллег). Подписывайтесь на канал и присоединяйтесь!

Итак, вначале было слово. И слово это было «петля». Примерно так могла начинаться вязальная Библия (скромненько так, правда?).
Мы, разумеется, не претендуем, но от основной роли петли в вязании никуда уйти не получится. Строение петли на спице выглядит вот так:

Схема петли по книге Маргариты Максимовой "Азбука вязания"
Названия элементов петли нужно запомнить, они используются в описаниях и схемах.
Схема петли по книге Маргариты Максимовой "Азбука вязания" Названия элементов петли нужно запомнить, они используются в описаниях и схемах.
Схема петли по книге Маргариты Максимовой "Азбука вязания" Названия элементов петли нужно запомнить, они используются в описаниях и схемах.

Все разнообразие вязаных изделий получается из нескольких видов петель. Основные петли бывают лицевые и изнаночные.
Нить, которой вы вяжете, для лицевых петель всегда находится
за работой, для изнаночных перед работой.

Способов провязывания и лицевых, и изнаночных петель два: классический способ и так называемый бабушкин способ. Причем здесь бабушки? Есть разные объяснения. Полагаю, потому, что старшее поколение в России вязало в основном именно так.

Отличить лицевую классическую петлю от лицевой бабушкиной предельно просто. В первом случае спица вводится в провязываемую петлю спереди (за переднюю стенку), во втором – сзади (за заднюю стенку).

Слева классика - спица слева направо, лицевая за переднюю стенку. 
Справа бабушка - спица справа налево, лицевая за заднюю стенку.
Слева классика - спица слева направо, лицевая за переднюю стенку. Справа бабушка - спица справа налево, лицевая за заднюю стенку.
Слева классика - спица слева направо, лицевая за переднюю стенку. Справа бабушка - спица справа налево, лицевая за заднюю стенку.

Для провязывания изнаночной петли спица всегда входит в провязываемую петлю сверху вниз справа налево (за переднюю стенку).

Разница между классикой и бабушкиными изнаночными не в стенке провязываемой петли, а во взаимном положении нити и спицы, в захвате нити спицей. При вязании классики нить находится сверху спицы и в таком же положении протягивается через петлю.
Для бабулиной петли нить находится снизу спицы, подцепляется и протягивается, спица при этом должна быть сверху нити.
В общем,
нить сверху, спица снизу – классика. Нить снизу, спица сверху – бабушкина изнаночная петля.

Слева классика - нить должна быть сверху спицы. Да, придется извернуться.
Справа бабушка - нить цепляем снизу спицы, это проще, верно
Слева классика - нить должна быть сверху спицы. Да, придется извернуться. Справа бабушка - нить цепляем снизу спицы, это проще, верно
Слева классика - нить должна быть сверху спицы. Да, придется извернуться. Справа бабушка - нить цепляем снизу спицы, это проще, верно

Если зацепить провязываемую петлю за другую стенку, может возникнуть перекрут в основании петли. Выглядит это вот так:

Слева обычная нормальная провязанная петля
Справа провязанная петля с перекрутом в основании
Слева обычная нормальная провязанная петля Справа провязанная петля с перекрутом в основании
Слева обычная нормальная провязанная петля Справа провязанная петля с перекрутом в основании

Не скручивайте петлю в основании без особых на то причин.
Если все же на спице петля в основании перекручена – снимите петлю со спицы и раскрутите ее в нужном направлении или вяжите ее за ту стенку, которая позволит раскрутить ее обратно. Перекрученные в основании петли (вообще-то они называются скрещенными, вяжутся специально когда нужно по рисунку и про них задуман отдельный пост) всегда видно в полотне. Всегда. Даже если она одна-единственная.

Почему так получается? Ну, на небесах ведают, я не знаю. Обычно перекручивание в основании возникает при вязании по кругу бабушкиной версией, при поднятии сбежавших петель или поднятии на спицы петель спущенного ряда (самый печальный случай, когда приходится распускать неправильно связанное полотно до ряда, который вроде выглядит прилично).

На одном из форумов встретила вопрос – «те, кто вяжет бабушкиными, переснимают каждую петлю, что ли?».
Нет, не каждую. Но переснимают. Открою страшную тайну – те, кто вяжет классикой, тоже переснимают. Петли поворачиваются порой в рисунке другой стенкой, и приходится переснимать, чтобы не крутить петлю в основании.

По сути, для вязаного полотна не так уж и важно, каким способом и как вы этого достигаете, бабушкиным или классикой, но петля в основании должна быть свободной. Скрученные, они же скрещенные петли должны быть только там, где они нарисованы на схеме. Это главное. Точка.

А теперь личное мнение про оба варианта. Я в основном вяжу бабушкиным, так изначально вязала. И еще по ряду причин:

  • лень и скорость. Вот кажется мне, что при вязании бабушкиной изнаночной нужно совершать меньше телодвижений, и все тут;
  • и опять же кажется мне, что полотно лицевой глади ровнее и плотнее из бабушкиных петель (креститься не советовать, пробовала, не помогло);
  • возможность вязать, не глядя и не считая – связанные бабушкины лицевые и изнаночные развернуты в разные стороны и могут быть опознаны руками, чего с классикой не происходит (классика развернута в одну и ту же сторону, что лицевые, что изнаночные). Спица в лицевую идет сзади на автомате, вы сразу поймете по ощущениям, что лезете сзади в изнаночную. Так что просмотр телевизора, объединенный с вязанием, в этом случае актуальнее;
  • переставлять косы без спицы на бабушкиных петлях удобнее. Может, это субъективное мнение, но бабушачьи лицевые бегут вниз намного спокойнее классики.
Изнаночная гладь классическим способом

Хотя при всем том я много страдала, но была вынуждена освоить на должном уровне и классику, потому что:

  • вязание по кругу бабушкиными петлями – это фантастика.
    В том смысле, что если не вязать изнаночную за заднюю стенку
    (да-да, есть и такой трюк), вязания бабушкиными без перекрута
    по кругу не существует;
  • то же самое с платочной вязкой, у вас не получится вязать только бабушкиными лицевыми. Повернув ряд, вы с удивлением обнаружите, что вам не оставили выбора – на вас ехидно будет смотреть лицевая классика. То есть вязать лицевые придется за переднюю стенку. Наверное, есть где-то разворачивающие каждую петлю на спице мазохисты, но я с ними незнакома;
  • любая резинка бабушкиными петлями (разумеется, за исключением фигурных) упорно смахивает на «колосок», что с ней ни делай.
    В принципе, смотрится свеженько, лицевая влево, изнаночная вправо (или наоборот, не разбиралась), но если нужна обычная классическая резинка, то и вязать ее надо классическими петлями;
  • в отличие от лицевой на изнаночной глади ровных рядов по высоте не получится при бабушкином вязании, ряды будут сдвоенными, такой вот парадокс.

Все выше перечисленное не добавило мне любви к классике, так как скорость вязания на ней у меня все равно отстает от бабулиных петель раза в полтора. Из-за этого в моих вещах практически нет платочной вязки. И мало изнаночной глади. Когда надо вязать резинки, я просто тяжело вздыхаю и начинаю ковырять лицевые петли спереди. А что делать, само не свяжется….

И лицевые, и изнаночные петли можно вязать либо классическим, либо бабушкиным способом. То есть чем-то одним - лицевые и изнаночные классика, либо те и те бабушкины. Лицевые классикой, а изнаночные бабушкиными не прокатит. Потому что тут есть интересный фокус – бабушкина изнаночная возвращает процесс на родину. Можно бесконечно вязать лицевой классикой, но как только вы забываетесь, теряете контроль и вяжете бабушкину изнаночную (а она проще и легче) – эта изнаночная на оборотной стороне становится бабушкиной лицевой и вяжется только за заднюю стенку, иначе перекрут.

Сравните петли слева и справа - что без перекрута вывяжется за переднюю стенку?
Сравните петли слева и справа - что без перекрута вывяжется за переднюю стенку?
Сравните петли слева и справа - что без перекрута вывяжется за переднюю стенку?

Насчет того, что бабушкино полотно косит. На прямых изделиях не замечала косины, а чтобы вязать по кругу бабушкиными, нужно быть извращенцем. Из разряда «я всегда вязала бабушкиными по кругу и ничего не перекашивало». Попробуйте провязать бабушкиными по кругу и после одного ряда не найдете заднюю стенку без перекрута. Продолжать придется классикой. И у косины, кстати, есть куча иных причин.

На некоторых сайтах встречала откровения про рисовую вязку (она же жемчужная, чередование лицевой и изнаночной со смещением на петлю в следующем ряду) бабушкиными петлями – и неровно, и косит, и вообще. В моей практике все нормально, ровно и не косит, визуальных отличий не замечала. Туда же отправляются советы про ажуры – «бабушкины петли затруднительно вязать две или три вместе». Не-а, ребята, не затруднительно. Не поверите, но три-четыре лицевых вместе за заднюю стенку даже проще, чем за переднюю.

Какой способ правильный? Ответа на этот вопрос не существует. Если вы только начинаете, не планируете вязать вслепую – есть смысл начать с классики, и тренировать ее, пока не наберете нужную скорость. Все учебники по вязанию и схемы узоров предусматривают классический способ провязывания. Бабушкин придется учитывать и следить за перекрутами петель. Опытным вязальщицам это не проблема.

Но если вы уже вяжете бабушкиными – полагаю, смысла переучиваться нет. Скорость на бабушечных петлях все равно повыше из-за захвата изнаночной петли снизу и для некоторых (для меня, например) классическая изнаночная скорее повод отказаться от платочной вязки, чем желание постоянно ею вязать.

Вот вроде и все. Буду признательна за комментарии.

Все фотографии и рисунки взяты в открытом доступе.

Если Вы остались довольны - поставьте лайк, и эту публикацию увидит больше людей!

Если Вам интересно, что будет дальше - подпишитесь на наш канал.
С уважением, Лана и ее Хомяк!