Сюзьма. Церковь на морском курорте

Деревня Сюзьма. Вид через реку. Сентябрь, 2013
Деревня Сюзьма. Вид через реку. Сентябрь, 2013

Меньше 100 километров отделяют от Архангельска известное старинное поморское село Нёнокса с богатейшей историей и уникальной красоты деревянными церквями. Попасть к нему непросто, но если вам повезло сделать это летом или ранней осенью, не упустите возможность прогуляться еще дюжину километров вдоль Летнего берега Белого моря, чтобы своими глазами увидеть популярный в XIX веке морской курорт, истинно поморскую деревню Сюзьма.

Вид Сюзьмы. По рисунку, сообщ. кн. Ухтомским; рис. на камне П. Борель. "Древняя и Новая Россия", 1876 г.
Вид Сюзьмы. По рисунку, сообщ. кн. Ухтомским; рис. на камне П. Борель. "Древняя и Новая Россия", 1876 г.

Сюзьма, известная с давних времен, до 80-х годов XVIII века была вотчиной и усольем – местом для добычи и вываривания соли – Сийского монастыря. Монастырю принадлежала треть реки с ловлями красной рыбы (сёмги) и соленые варницы в её устье.

Карта III Благочиния Архангельского уезда. Атлас Архангельской епархии, 1890.
Карта III Благочиния Архангельского уезда. Атлас Архангельской епархии, 1890.

В XIX веке Сюзьма была известна целительными морскими купаниями, которые получили особую популярность в 1830-1860 гг., после того как купание в Сюзьме исцелило одно безнадежно больного. Ее расположение на самом берегу моря и близость к берегу, в отличие от соседних Нёноксы, Солзы и Ягр, позволяли организовать относительно комфортные условия для холодного купания и последующего отдыха в тепле.

Деревня Сюзьма. 2013
Деревня Сюзьма. 2013
А между тем разсол морской воды по всему Летнему берегу до того крепок, то дает возможность к существованию, до настоящего времени (1856 г. - прим.), в следующем за Неноксой небольшом селении - Сюзьме, морских купален, которые давно и положительно облегают страдания многим архангелогородцам, выезжающим сюда, по летам, на дачи. Точно также мелькнули и мимо меня городские шляпки, зонтики, пастушеские шляпы с широкими полями и трости, в моей проезд через это селение, как мелькали они и в 1831 году, когда начались сюда из Архангельска первые выезды больных для морских купаний.
Максимов С. Год на Севере, СПб., 1871. С. 47

Сюзьма. Вид на деревню. 2013
Сюзьма. Вид на деревню. 2013

Инспектор Архангельской врачебной управы П.И. Клионовский в 1838 г. рекомендовал купания в Белом море продолжительностью от 3 до 10-15 минут два-три раза в день, а в ненастную погоду или когда море еще холодное – ванны из подогретой воды по 10-20 минут.

По его же совету некоторые отдыхающие принимали морскую воду внутрь, выпивая от одного до двух с половиной стаканов, что должно было благотворно сказаться на пищеварении. Другие же подражали местным жителям, среди которых было популярно натирать тело акалефами из породы медуз, приписывая им отличную целебную силу в ревматических и ломотных болезнях.

Сюзьма. Новая часовня на берегу. 2013
Сюзьма. Новая часовня на берегу. 2013
Многие из пользующихся в Сюзьме морскими ваннами посетителей, сверх употребления воды, натирают ещё тело так называемым здесь морским маслом, которое в ясную, тихую погоду во множестве появляется на гладкой поверхности моря. Это так называемое масло в сущности суть животно-растение (зоофиты) из класса акалефов, и, кажется, медузы величиной от чайного блюдца до столовой тарелки и весом от 2-х до 5-ти фунтов. Известно, что некоторые из этих животно-растений испускают особенную жидкость, которая производит в коже сильное жжение. Простолюдины употребляют это масло и внутрь в разных внутренних болезнях, особенно в колотьи, без всякого, по-видимому, вреда.
Архангельский сборник. Ч. 1. Кн. 1. - 1863. - С. 229-236.

Сюзьма. Вид на деревню. 2013
Сюзьма. Вид на деревню. 2013

Популярность Сюзьмы как лечебного курорта быстро пошла на спад – сложность дороги из Архангельска и отсутствие комфортных условий для отдыха не сильно привлекали горожан. Соляной промысел к концу XIX века в Беломорье тоже был убыточным из-за растущей стоимости дров и угасал. Жителям Сюзьмы оставалось то, что они делали испокон веков – рыбная ловля весной и летом, а осенью и зимой – любимая охота на морского зверя.

Беломорские промышленники. С рисунка доставленного кн. Л. Ухтомским. Рисов. Н. Лосев. "Древняя и Новая Россия", 1876 г.
Беломорские промышленники. С рисунка доставленного кн. Л. Ухтомским. Рисов. Н. Лосев. "Древняя и Новая Россия", 1876 г.

На своих карбасах поморы уходили за зверем в открытое море – от Терского до Зимнего берегов Белого моря, к Карскому морю, острову Колгуев и Новой Земле. Промышляли в основном тюленем, также охотились на нерпу и белуху, добывая с них сало.

В старину в верховьях Сюзьмы и других каменистых рек Беломорья добывали жемчуг и в Сюзьме было несколько своих ловцов жемчуга, которые держали своё занятие в тайне. К середине XIX века и этот промысел был брошен поморами как убыточный, скорее всего быстро иссяк вследствие нерасчетливого лова.

Вот как описывали местные жители ловлю жемчуга в верховьях реки:

Выжидали спада осенних вод; когда течение становилось самое кроткое и когда можно было видеть дно реки, тогда устраивали прорезной плот и высматривали движение жемчужных раковин; самые же раковины брали особыми разщепами, вскрывали их по окончании лова; при удачном лове случалось поймать за раз штук 50, только оказывалось много пустых.
Кн. Л. Ухтомский. Сюзьма. СПб, 1876
Сюзьма. Сийская церковь, вид с берега моря. 2013
Сюзьма. Сийская церковь, вид с берега моря. 2013

Но вернемся в наше время. На 2013 год в деревне оставалось два постоянных жителя, большинство приезжают сюда только летом. Сложность дороги (пешком, на квадроцикле или каракате от Нёноксы, а туда поездом или по бездорожью) и необходимость переправы через реку надежно защищают деревню от непрошеных гостей – незаметно сюда не проникнешь.

Сюзьма. Переправа через реку. 2013
Сюзьма. Переправа через реку. 2013

Есть в деревне и своя сохранившаяся деревянная церковь XIX века.

Сюзьма. Церковь Антония Сийского, 1861. Сентябрь, 2013
Сюзьма. Церковь Антония Сийского, 1861. Сентябрь, 2013

Первая церковь в Сюзьме была построена еще во времена, когда она была вотчиной Сийского монастыря и была освещена во имя преподобного Антония Сийского, а в 1856 разрушена англо-французами, в те годы регулярно опустошавшими и расстреливавшими берега поморья.

Сюзьма. Сийская церковь. Вид с запада. 2013
Сюзьма. Сийская церковь. Вид с запада. 2013

В 1861 вместо утраченной была построена новая Сийская церковь, значительно ремонтированная в 1892-1893 гг. и частично сохранившаяся до наших дней. Одноглавая и однопрестольная, возведенная на каменном фундаменте, она за полтора века успела послужить и складом, и клубом, и наблюдательным пунктом ПВО. Сейчас пустует. Церковь была построена по типовому проекту второй половины XIX века – в форме креста с пристроенной колокольней, обшита и окрашена, крыта железом.

Сюзьма. Сийская церковь. Вид с юго-востока. 2013
Сюзьма. Сийская церковь. Вид с юго-востока. 2013

Основной сруб перекрыт на 4 ската, в центре когда-то возвышалась главка с крестом, от кровельных досок и железа мало что осталось. С западной стороны к трапезной примыкала колокольня, сейчас разобранная под общую высоту. Несколько бывших окон заложены бревнами, скорее всего снятыми с колокольни. Тесовая обшивка большей частью ободрана.

Сюзьма. Сийская церковь. Вид с юго-запада. 2013
Сюзьма. Сийская церковь. Вид с юго-запада. 2013
Сюзьма. Сийская церковь. Вид изнутри. 2013
Сюзьма. Сийская церковь. Вид изнутри. 2013
Историческое местоположение:
Архангельская губерния, Архангельский уезд, с. Сюзьма
Текущее местоположение: Архагельская обл., Приморский р-н., дер. Сюзьма (МО «Северодвинск»)
Координаты: 64°42'20.2"N 39°00'48.5"E
Как добраться: от Северодвинска до села Нёнокса по железной дороге или зимнику на подходящем транспорте. От Нёноксы пешком вдоль берега по отливу или верхней дорогой по болотам. Деревня расположена на противоположном берегу реки Сюзьмы, требуется переправа.