О чешском юморе, или универсальный гений

Сын чешского портного и немецко-австрийской актрисы, Яра Цимрман, великий изобретатель, философ, поэт, спортсмен, драматург, музыковед, скульптор.

Несмотря на то, что мать исследователя из Вены, да и сам он родился в Вене, Яра всегда считал себя чистокровным чехом, о чем свидетельствует его последняя запись в дневнике, где он высказывает желание «увидеть свою родину Богемию».

Именно он основал в Парагвае кукольный театр, а в Вене – школу криминалистики, музыки и балета, навел США на идею строительства панамского канала, а также изобрел раздельный купальник, дельтаплан, йогурт и налепитель почтовых марок.

Будучи талантливый человеком, Яра – верный друг и товарищ. Он был знаком со многими великими людьми: например, переписывался с Бернардом Шоу, поддерживал Эдисона в работе над электрической лампочкой, помогал Эйфелю построить его знаменитую башню и участвовал в создании периодической таблице Менделеева. Всем известно, что Яра помог Антону Чехову над пьесой «Две сестры». Да, именно так должно было называться известное произведение Антона Павловича, пока Яра не возразил ему: «Не кажется ли вам, что слишком мало сестер?». Тогда Чехов, абсолютно согласившись с ним, изменил название на «Три сестры».

Всё, что мы имеем на данный момент, так или иначе связано с Ярой Цимрманом. Его гениальные изобретения совсем изменили жизнь не только чехов, а всех людей на свете. Но самое гениальное в этом человеке то, что его не существовало: Яра Цимрман является вымышленным персонажем – универсальным чехом.

Настоящими родителями этого самородка являются Ладислав Смоляк и Зденек Сверак, чешские театральные деятели, режиссёры и юмористы. Местом рождения Яры считается «Винный ресторан «У паука»», точнее так называлась радиопередача, где впервые было услышано сообщение об этом великом человеке.

Так, начиная с 1966 года, в культурную жизнь страны и в сознание народа постепенно вошёл изобретатель и исследователь, которого в действительности не было, но который воплощает в себе черты и чаяния простого чеха. И «родители» дали им возможность развиться на материале понятного исторического прошлого, то есть заключительных десятилетий Австро-Венгерской империи, когда Чехия стремилась вырваться из-под гнёта Габсбургов.

Именно в этот год был основан театр Яры Цимрмана – чешский театр абсурда.

В чем заключается феномен популярности выдуманного Цимрмана? Скорее всего, он кроется в менталитете чехов, обладающих безудержной фантазией и своеобразным мягким бытовым юмором.

В образе Яры в течение 21 года (с момента подавления Пражской весны 1968 г. и до Бархатной революции в 1989-м году) получило воплощение немое сопротивление режиму и одновременно самоироничная мечта о полном возможностей и свободном будущем.

Чешская республика находится в самом центре (читай сердце) Европы. Живя одной ногой на передовом Западе, а другой - в консервативной Восточной Европе, они мечутся меж двух огней и то гордятся своей пронемецкой педантичностью, то, устав от условностей, вспоминают о своих славянских корнях и пускаются во все тяжкие.

К тому же, всегда, по своей ли воли или нет, чехи были втянуты в какую-то историю. Поэтому основная черта менталитета пивного народа – это юмор как некая защитная реакция. Ну а что еще остается делать? Только шутить и веселиться….

Как завещал бравый солдат Швейк: "Пусть будет, как будет, потому что никогда не было, чтобы хоть как-нибудь, да не было".