Как выучить всё без зубрёжки: метод карточек

Проверенный способ запомнить новую информацию всерьёз и надолго.

Тупая зубрёжка не работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Освойте метод флеш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать учебник с ощущением, что всё забыто.

Что такое флеш-карточки

Флеш-карточки — это способ заучить информацию. Знакомая многим со школы система, которую чаще всего используют для запоминания слов на иностранном языке или дат в истории.

Карточка — это обычная бумажка, картонка или картинка в электронном виде с двумя рабочими сторонами. На одной — слово, определение, термин или какое-то явление. На другой — объяснение к нему, перевод или краткая суть.

Карточки, особенно если пользоваться ими на постоянной основе, помогают надёжно упаковать информацию в долговременную память.

Почему это работает

Когда мы читаем конспект или слушаем лекцию, мы пассивно потребляем информацию: какая-то часть знаний откладывается в памяти, а какая-то вылетает из головы. Чтобы лучше запомнить сведения, а главное, вовремя вытащить их из «чертогов памяти», нужно подключить активное запоминание, как при ответе на вопрос.

Когда мы сами собираем ответ и генерируем его, мозг работает активнее. Поэтому всё, что мы проговорили и представили, запоминается лучше, чем то, что мы просто увидели и услышали.

Этот принцип лежит в основе обучения при помощи карточек. Мы видим вопрос — одну сторону карточки с незнакомым словом или определением. После этого стараемся самостоятельно найти ответ и, если не справились, открываем обратную сторону и проверяем себя. По сути, каждый просмотр стопки карточек — это маленький личный экзамен, проверка знаний. Во время такого теста информация усваивается лучшеhe Critical Importance of Retrieval for Learning, чем при простом чтении.

Ещё один аргумент в пользу карточек: с ними легко повторять материал. Не надо таскать с собой учебники и конспекты, не надо часами перелистывать страницы. Методика помогает упорядочить информацию и освежать её в памяти небольшими порциями в удобное время.

Усвоению знаний способствует даже сама подготовка карточек, особенно если делать их не в электронном виде, а вручную — так легче запоминатьWhy Using Pen And Paper, Not Laptops, Boosts Memory: Writing Notes Helps Recall Concepts, Ability To Understand.

Как сделать хорошую карточку

Есть три варианта:

  • От руки, когда всё пишется и наклеивается самостоятельно.
  • С помощью привычных текстовых и графических редакторов вроде MS Word или Power Point — тогда карточки останется только распечатать.
  • С помощью сервисов и приложений (о них речь пойдёт ниже).

Не все карточки для обучения одинаково полезны. Простые белые бумажки с однообразными чёрными буквами с обеих сторон нагоняют тоску и плохо запоминаются. Поэтому создавайте карточки по правилам.

Делайте короткие карточки

Одно явление — один элемент. Это может быть одно слово или определение из словаря. Делать карточку с целым списком слов-исключений неэффективно: это всё равно что смотреть на тот же список в конспекте. Лучше сделать отдельно на каждое слово и объединить их в серию «Исключения». И не пытайтесь уместить на одну бумажку главу из учебника — выбирайте основные мысли.

Пишите понятно

Часто мозг «спотыкается» и не может запомнить информацию, потому что она слишком сложно подана: с заумными словами или зубодробительными речевыми оборотами. В карточке их быть не должно — передавайте только суть явления. А если в определении или описании нельзя обойтись без сложного слова, сделайте для него отдельную карточку.

Используйте цвета и выделения

Например, подчеркните опорные слова в определениях. Или обозначьте разными цветами части речи в словах, если это нужно. Старайтесь сделать карточку наглядной и интересной.

Добавляйте контекст к определениям

Запомнить материал недостаточно — надо ещё суметь правильно применить то, что отложилось в памяти. Чтобы научиться не просто зубрить информацию, а использовать её, добавляйте на определительную сторону карточки контекст. Например, предложение, в котором встречается слово на иностранном языке, или тему, в которой нужно определение. Только не переусердствуйте. Помните, что карточка должна быть в первую очередь простой. Если контекст всё усложняет — выбрасывайте его.

Используйте изображения

Просто слова запоминаются хуже, чем те, рядом с которыми стоит изображение. Добавляйте на каждую карточку рисунки по методу ассоциаций. Это удобнее делать в специальных программах. Но если вы своими руками наклеите картинку или нарисуете схему, то намного лучше запомните материал.

Как работать с карточками

Когда первый блок карточек готов, пора приступать к работе с ними, то есть к постоянному повторению.

Повторяйте перед сном

Сон важен для запоминания: именно в фазе медленного сна всё, что мы узнали за день, встраиваетсяAbout sleep’s role in memory в долговременную память. Поэтому, если заниматься повторением перед сном, шансы на успех выше.

Проговаривайте ответы вслух

Так вы лучше запомните информацию, поскольку задействуете слуховую память. А для изучения иностранных слов это и вовсе необходимо, иначе вы будете хорошо читать на чужом языке, но так и не научитесь говорить.

Составьте график повторения

Чтобы не повторять раз за разом то, что вы уже выучили, и сосредоточиться на карточках, которые трудно запомнить, используйте систему повторения по методу Лейтмана. Для этого все элементы делятся на три группы (можно больше):

  • Те, которые ученик знает плохо.
  • Те, которые ученик знает удовлетворительно.
  • Те, которые ученик знает хорошо.

Для каждой группы карточек нужна своя коробка. Коробку № 1 (в ней незнакомые карточки) нужно просматривать каждый день, коробку № 2 — дважды в неделю, коробку № 3 — один раз в неделю.

Карточки постепенно будут перемещаться между коробками. Выучили что-то — переложили в коробку № 3. Подзабыли — вернули в коробку № 2.

Чем чаще использовать карточки, тем лучше запоминаются данные. Самое сложное в методе — заставить себя вовремя пополнять картотеку.

Хорошая новость: не обязательно всё распечатывать и вырезать — подойдёт и электронный вариант. Для этого есть специальные программы, которые ещё и помогают планировать занятия и отслеживать прогресс.