Как метроном пригодился в учёбе

13 December 2018
277 full reads
3 min.
379 story viewsUnique page visitors
277 read the story to the endThat's 73% of the total page views
3 minutes — average reading time
Как метроном пригодился в учёбе

Одним из любимых заключений, раздаваемых психологами в школах и на медкомиссиях, является гиперактивность, в комплект к ней часто выдают рассеянное внимание и намекают на задержку речевого развития, если ребёнок не способен лаконично изложить мысль.

Все эти «радости» я проходила со старшим сыном. Пытались нам поставить даже алалию, но, благо, нашёлся великолепный рефлексотерапевт, который помог исправить проблемы с речью и немного улучшить поведение. Всё это было до школы.

Фиаско бабушки

В первом классе началось самое интересное: Славины неусидчивость и рассеянность оказались детским лепетом по сравнению с его неторопливостью. Две строчки в час? Запросто! Начать писать, зачеркнуть, потом понять, что зря зачеркнул – легко! Вместо домашнего задания раскрасить черновик – да не вопрос. И да, «я всё сделал, только это не понял, это не нашёл, а в этом ошибся». Любой намёк на побыстрее – и вот, пожалуйста, рык и скомканная тетрадь. Короче, тонкой душевной организации оказался ребёнок, не дедлайнами жить приспособленный. Первые два класса это пыталась решить бабушка. А надо сказать, нервы у бабушки железные – она и меня, и сестру выучила, несмотря на попытки сопротивления.

К концу второго класса бабушка знала всю «Интеллектику», помнила, каким цветом красить буквы и интуитивно угадывала домашние задания. Славины характеристики не изменились. Третий класс достался уже мне. Не, ну как так-то? Я же тренер. Учу взрослых, неужели с собственным ребёнком не справлюсь?

Мотивируем, играем, визуализируем

В ход пошли все известные методики.

- Резали карточки со словами, играли в меморину на очки и конфеты.

- Разыгрывали призы и клеили на стену разные смайлы, подсчитывали набранные за неделю очки.

- Делали вместе работу на скорость, распевали песни…

Толку? Помогало только при постоянном моём присутствии. Про самодисциплину и речи не было. Нервов становилось всё меньше. Не педагогичное, но спасительное «дам по шее» грозило реализоваться не только на словах. Уроки мне уже снились. Заставить Славу сосредоточиться и сделать было нереально. Пока я не заметила одну штуку.

Задаём ритм

Так, к примеру, уча стихи или пересказывая историю, он крутит в руках карандаш, отвлекаясь, по сути, на выполнение какого-либо трюка. Если не карандаш, то мялся стул, теребилась игрушка, в общем, всё что угодно, только чтобы занять руки.

Вот эту его особенность я и попробовала не искоренить, а упорядочить. Для начала, освободив руки от посторонних предметов, я предложила отбивать такт ладонью по колену. Слово-хлопок-слово-хлопок. Попробовал, получилось лучше, но уже сам он предпочёл встать. И, бинго! История была выучена за 15 минут. Тело перестало отвлекать мозг. Ритм не давал сбиться и слова запоминались на раз. В какой-то момент я скачала на телефон метроном и стала задавать ритм. Скорость возросла. При написании текста сын старался следить за тактами.

Дисциплинируем Халка

Следующим экспериментом стало управление гневом. Слава заводился с ровного места до состояния Халка, успокоить или разговорить его было сложно. Неудачи превращали его в напряжённый комок, напрочь игнорирующий окружающих. Помогли, как ни странно, гантели и подставки для отжиманий. Сын во время затянувшихся уроков просто отходил от стола и делал несколько упражнений, выпускал пар. Иногда эти упражнения вместе с ним делала я. Когда напряжение спадало, договориться было уже делом техники. Да и тупиковые ситуации сразу оказывались решаемыми. В итоге общее время на выполнение домашнее задания сократилось на 20-30 минут.

Энергию – в спорт

Оставалось придумать что-то с внимательностью. Перепробовав кучу настольных игр и упражнений, я решила вернуться к отработке «через тело». Нужно было только понять, на какие рычаги нажимать. И тут неожиданно помог спорт. Сначала брейк-данс, потом мечевой бой. Если на тренировке Слава успевал набеситься до седьмого пота, с концентрацией проблем не было. Если на кону стояло посещение тренировки, уроки делались и заранее, и на переменах (как ни странно, без особого ущерба качеству), и даже после тренировок.

Но неделя без спорта – и все успехи сводились на нет. Начиналось мееедленное, со стонами и театральными страданиями, выполнение одного несчастного упражнения. Куча ошибок и «тут не помню, там забыл, а этого вообще не было».

Примерно в это же время мне попалась статья, не помню уже автора, но суть в следующем: «Школа противоречит природе ребёнка. Он хочет креативить, а его заставляют повторять, в нём кипит энергия – загоняют в рамки». Переводить на домашнее обучение? Была такая мысль, но и доводов против было много. Хорошего в школе тоже не мало, а построить коллективное обучение иначе достаточно сложно. И тут пришлось креативить уже мне: как реализовать всё то, для чего школа не подходит? Как уравновесить хочу и надо, не потеряв при этом ребёнка? Начались очередные эксперименты …. Собственно, все наши 7 классов это постоянные эксперименты, но в последнее время мне кажется, что опыты ставят на мне ))

Юлия Фуракова