Рижский вагоностроительный завод: от промышленного гиганта к огромной заброшенной территории

15 December 2018

Рижский вагоностроительный завод- одно из крупнейших машиностроительных предприятий на территории Латвии, завод расположен в Риге. В 1895 году русский промышленник и австрийский подданный Оскар Иванович Фрейвирт получил разрешение Николая II учредить "Акционерное Общество вагоностроительных и механических заводов "Феникс". Около железной дороги Рига- Псков была куплена земля в Риге, для строительства пригласили Карла Иоганна Фельско- известного архитектора.

Рижский вагоностроительный завод: от промышленного гиганта к огромной заброшенной территории

«Феникс» стал крупнейшим производителем вагонов в Российский Империи- уже к концу 1897 года на заводе работало 2015 рабочих, а завод производил железнодорожные вагоны: товарные вагоны и грузовые платформы, разное литьё и металлоизделия, а затем и пассажирские вагоны, до 1902 года завод произвёл около 7000 вагонов. Из-за промышленного кризиса начала XX века, революции 1904-1905 годов и войны с Японией спрос на вагоны резко упал и «Фениксу» пришлось осваивать производство сельскохозяйственного инвентаря. После реконструкции в 1910 году завод увеличил выпуск продукции. До 1914 года было выпущено 4000 товарных 200 пассажирских вагонов, продукцию завода экспортировали в Италию. Всего до начала войны было произведено 28 тысяч вагонов.

Рижский вагоностроительный завод: от промышленного гиганта к огромной заброшенной территории
Трамваи завода Феникс 1900 год
Трамваи завода Феникс 1900 год

После начало 1 мировой войны и наступления немцев завод эвакуировали в Рыбинск. После образования Латвийской Республики в 1923 году на заводе работало всего 300 рабочих и он изготавливал небольшие заказы на металлоизделия для Латвийской ж/д. В 1928 году поступил заказ из советской России на изготовление 1180 изотермических четырехосных вагонов. По заказу Рижского городского правления выпустили 40 трамвайных вагонов. Несмотря на нехватку заказов, на заводе применялись передовые по тем временам технологии, например, электрическая плавка стали. В 1937 году завод купило акционерное общество «Vaigros» и завод стал выпускать современные пассажирские вагоны и усовершенствованные вагоны для грузовых перевозок. Была получена лицензия от «Ford Motor Company» для автомобильного монтажа. Завод стал крупнейшим производителем автомобилей в странах Балтии.

Автомобили Ford изготавливаемые на заводе
Автомобили Ford изготавливаемые на заводе

После присоединения Латвии к СССР предприятие было национализировано, а руководство заводом передали Комиссариату среднего машиностроения СССР с целью организовать здесь производство 50-тонных грузовых вагонов, но война прервала это начинание. Во время немецкой оккупации на заводе ремонтировали танки, вагоны и другая тяжёлая техника. После вступления в Ригу советских войск осенью 1944 года "Vaigros" опять был переименован и стал "Рижским государственным вагоностроительным заводом". Решением советского правительства в 1945 году было определено дальнейшее развитие завода: производство вагонов электропоездов для пригородного сообщения в СССР, вагоны выпускаются уже под новой маркой – «RVR».Завод был восстановлен, оборудование пополнилось за счет репараций из Германии. В 1947 году был выпущен первый электровагон типа СР, а в 1951 году завод выпускал 300 таких вагонов в год, так же было освоено производство трамваев.

Электровагоны типа СР
Электровагоны типа СР

В течении 40 лет шла работа над расширением номенклатуры и усовершенствованием вагонов. В 1957 году Рижский вагоностроительный и Рижский электромашиностроительный заводы, совместно с московским заводом «Динамо», используя отдельные элементы электросекций СН, приступил к созданию электропоезда ЭР1. Сошедший со стапелей РВЗ в 1958 году электропоезд ЭР1-01 «Комсомольский» поступил на эксплуатацию в депо «Москва-Октябрьская» Октябрьской железной дороги, и работал на маршруте Москва — Клин. Модель ЭР-1 выпускалась заводом до 1962 года.

Электропоезда ЭР-1
Электропоезда ЭР-1

В 1960-е годы началась реконструкция завода для увеличения количества продукции, но технический уровень производства отставал от уровня европейских стран.

Монтаж электропоезда в сборочном цехе
Монтаж электропоезда в сборочном цехе

В середине 1963 г. Рижский вагоностроительный завод построил первый отечественный дизель-поезд – ДР-1 (дизель-поезд рижский, 1-й тип). Проект дизель-поезда был выполнен под руководством ведущего конструктора П. И. Курдюмова. В периодической печати новый дизель-поезд иногда назывался просто «Балтика».

Дизельный-поезд ДР-1
Дизельный-поезд ДР-1

В 1960 году Рижский вагоностроительный (строивший моторные вагоны), Калининский вагоностроительный (прицепные вагоны) и Рижский электромашиностроительный (электрооборудование) заводы выпустили два новых четырёхвагонных электропоезда, получивших обозначение ЭР-10. Два таких электропоезда могли объединяться в 1 восьмивагонный электропоезд. Поезда серии, ставшей опытной, были оборудованы системой электрического торможения и увеличенной длиной кузова.

Головной вагон электропоезда ЭР-10
Головной вагон электропоезда ЭР-10

Серия ЭР-10 является своеобразным переходным звеном к электропоездам серии ЭР-22.

Электропоезд ЭР-22(ниже фар расположены "розетки" для соединительных рукавов, чтобы сцеплять несколько составов)
Электропоезд ЭР-22(ниже фар расположены "розетки" для соединительных рукавов, чтобы сцеплять несколько составов)

К концу 60-х на предприятии было занято 5963 работника. Большим достижением явилось создание в 1974 году скоростного электропоезда ЭР-200, с конструктивной скоростью 200 км/ч, с вагонами длиной 26 м и кузовами полностью изготовленными из алюминиевых сплавов.

ЭР-200
ЭР-200

С 1970 года завод начал регулярные поставки электропоездов в Болгарию, а с 1980 года и в Югославию. Наибольший объем выпуска продукции — в 1978 году- 685 железнодорожных вагона и 241 трамвайный вагон. С 1964-го по 1974-й год завод также выпускал холодильники "Сарма" и "Лига", а также выпускал ширпотреб - детскую мебель, санки, гладильные доски, шинковки. В 1987 год был выпущен электропоезд постоянного тока ЭР2Т – переходный вариант от ЭР2Р к ЭР-24. Поезд был оснащен рекуперативно-реостатной системой торможения, обладал габаритами ЭР-2 и укомплектован оборудованием, предназначенным для использования в модели ЭР-24, а также увеличенными накопительными площадками. Поезд выпускался с 1987 по 2003 год.

Электропоезд ЭР2Т
Электропоезд ЭР2Т

После распада СССР в 1991 году Рижский вагоностроительный завод стал полностью самостоятельным предприятием. В условиях рыночной экономики завод встречается с рядом трудностей: отсутствием централизованного организованного заказа вагонов, плановых поставок материалов. Из-за сложной финансовой ситуации приходится прекратить работы по реконструкции завода, выпуск вагонов к 1993 году сокращается до 120-ти вагонов в год. С 22 июня 1993 года завод вновь становится государственным. В 1994 году положение завода несколько улучшается: увеличивается количество производимых вагонов — до 200 в год. По заказу Белорусской железной дороги создается поезд ДРБ с локомотивной тягой и пассажирскими вагонами аналогичными вагонам дизель-поезда; для Харькова изготавливается два сочлененных трамвая ТР-2 новой конструкции; силами работников завода завершается часть начатого в конце 80-х годов строительства; осваивается новый цех рам тележек вагонов. В 1995 году, в 1-ом полугодии, заводу удается сохранить объем производства на уровне предыдущего года, возобновляется работа по контракту с Югославией. Так как в России наладилось собственное производство электропоездов последний электропоезд для неё был изготовлен в 1993 году. После 2003 года единственным готовым электропоездом, построенным на РВЗ, стал узкоколейный электропоезд Эп-563, построенный в 2014 году для Новоафонской пещерной железной дороги.

ЭП-563
ЭП-563

С 2017 года начат процесс неплатежеспособности завода. В настоящее время работает всего лишь один цех, а его окружают полуразрушенные здания-все что осталось от некогда мощного индустриального завода в СССР. На территории RVR теперь можно снимать фильмы про апокалипсис, Припять и другие социальные драмы и катастрофы. Но такова логика периферийного капитализма. Вместе с разрушением социализма пришло и естественное разрушение нормальной жизни, высокой цивилизации и высокой культуры.

Рижский вагоностроительный завод: от промышленного гиганта к огромной заброшенной территории
Рижский вагоностроительный завод: от промышленного гиганта к огромной заброшенной территории
Рижский вагоностроительный завод: от промышленного гиганта к огромной заброшенной территории
Слева ещё работающий цех
Слева ещё работающий цех
Рижский вагоностроительный завод: от промышленного гиганта к огромной заброшенной территории
Рижский вагоностроительный завод: от промышленного гиганта к огромной заброшенной территории