Истираемость асфальта #2.

27 September

Доброго времени суток. Говорят, в Финляндии хорошие дороги...

Заснеженная дорога.
Заснеженная дорога.
Обледенелая дорога.
Обледенелая дорога.
Снег вперемешку со льдом.
Снег вперемешку со льдом.

Не удивительно. Асфальта не видать под толщей снега и льда.

Содержание дорог в снежном накате даёт результаты.

На образование колейности непосредственно влияет процентное количество автомобилей с шипованной резиной. При увеличении этих параметров процесс колееобразования усиливается.

На интенсивность колееобразования влажность покрытия влияет сильней, чем холодная температура.

Наиболее важным внешним фактором снижения износа является ограничение использования шипованных шин теми зимними месяцами, когда покрытия покрыты льдом или снежно-ледяным слоем.

В России зачастую шипованную резину ставят ещё до появления льда и/или снега.

Наибольшее влияние на износостойкость покрытий оказывает качество каменного заполнителя. Несколько меньше влияет содержание крупного щебня и применение легких шипов. Тип битумного вяжущего (обычное или ПБВ) не оказывает заметного влияния на износостойкость.

ПБВ - полимерно-битумное вяжущее.

Чем твёрже щебень - тем сложнее его крошить твердосплавным сердечником. Чем крупнее куски - тем дольше и сложнее их выкрашивать. А вот любой битум крошится почти одинаково.

К слову, шипы бывают разными:

  1. тяжёлые шипы (твердосплавная сталь в стальной юбке). Именно резину с такими шипами эксплуатируют в России;
  2. облегчённые шипы с юбкой из алюминия;
  3. лёгкие шипы (сталь в пластиковой юбке);
  4. резиновые шипы;

Финское исследование за 1986 год. Скорость а/м, участвовавшем в испытании - 100 км/ч.

Зависимость износа материала от массы шипа.
Зависимость износа материала от массы шипа.
Масса шипа составляет 2,4 грамма.
Масса шипа составляет 2,4 грамма.

В 1982 – 1988 гг. Lampinen изучал данные по температуре и атмосферным осадкам и измерял глубину колеи на финских автомобильных дорогах общей протяженностью от 8000 до 10000 км.

Исследуя факторы, влияющие на образование колеи, он определил их относительную значимость. Также выяснено, что основной объем колеи (70-80%) образуется вследствие износа шипованной резиной. Пластические деформации материалов дорожного полотна при движении тяжелых автомобилей создают 10-20% объема колеи.

Согласно исследованиям Unhola (1997 г.), в Финляндии легковым автомобилем с четырьмя шипованными шинами при скорости движения 100 км/ ч, при 100 км пробега в 1960х годах изнашивалось 11 кг материала покрытия в год. В 1990х – 2,5 кг (что тоже немало).

2,5 кг материала - и это только с одного а/м. А если счёт пойдет на миллионы?

В Финляндии всего 6 млн а/м. В России же в одной только Московской области 8 млн а/м.

Первоисточник.