МАДИ про шипы.

11 September

Доброго времени суток. В России тема запрета шипованной резины достаточно актуальна, поэтому МАДИ в 2017 году провело исследование, результаты которого можно было бы использовать в качестве научно обоснованного доказательства, позволившего продвинуть решение вышеозначенной проблемы ближе к логическому завершению.

В чём же состояла суть эксперимента?

Сотрудники МАДИ в качестве испытательной резины взяли пару Yokohama iceGUARD Stud IG35. Выбор данной резины был обоснован тем, что единственным различием между фрикционной и не фрикционной покрышками было наличие шипов. Выдержка из текста:

"For the tests, two sets of winter tires Yokohama iceGUARD Stud IG35 (dimension 185/70 R14 92T) were used. Both sets have the same design, rubber composition, tread pattern and serial number, and differ from each other only by the absence or presence of antislip studs."

Слева - шипованная резина, справа - фрикционная.
Слева - шипованная резина, справа - фрикционная.
Тестовый а/м (форд фокус 1 - го поколения).
Тестовый а/м (форд фокус 1 - го поколения).

В качестве поверхности для испытаний был выбран гладкий и ровный лёд. В общей сложности, было проведено более 100 испытаний при одинаковых условиях и разных направлениях, при этом граничные значения между температурами льда и воздуха находились на отдалении не более 0,5 градуса по Цельсию (по данным согласно Таблицы 1).

В результате был получен график зависимости сцепление/проскальзывание для шипованной (studded) и фрикционной (non-studded) покрышек:

По горизонтальной оси - проскальзывание, по вертикальной - коэффициент сцепления.
По горизонтальной оси - проскальзывание, по вертикальной - коэффициент сцепления.

0% проскальзывания - скорости вращения колеса и а/м совпадают.

100% проскальзывания - блокировка колеса.

Согласно данным из графика, проскальзывание шипованной резины происходит при коэффициенте 0,21, а фрикционной - при 0,18.

Разница составляет 0,03, что является весьма малоразмерным результатом. Также не стоит забывать, что такие данные были получены при испытаниях на идеально гладком ровном льду. На заснеженной и/или обледенелой дороге преимущество в 0,03 будет ликвидировано, поскольку условия, в которых передвигаются обладатели шипованной резины, далеки от идеальных (то есть тех, в которых был проведён эксперимент). При этом недостатки шипованной резины никуда не денутся.

Первоисточник.