Ощущения от шипованной резины.

10 September

Доброго времени суток. В одной из статей было указано, что шипованная резина даёт ощущение устойчивости и управляемости. Сегодня мы рассмотрим, какие факторы влияют на такое восприятие и соотносятся ли эти ощущаемые параметры с объективной действительностью.

Одним из заблуждений касательно шипованной резины является уверенность в том, что царапаемость дороги эквивалентна наличию сцепления с полотном.

Процесс передвижения автомобиля подразумевает отталкивающее воздействие резины, которое, в свою очередь, невозможно при проскальзывании оной, возникающем при разрушении верхнего слоя льда. Его разрушение сопровождается откалыванием шипами верхнего тёплого слоя ледового покрытия, благодаря чему освободившиеся частицы переходят из твёрдого агрегатного состояния в жидкое. Данное действие запускает процесс разрушения опорной поверхности, что, в конце концов, приводит к утрате плоскости, с которой можно обеспечить сцепление.

Рост эффективности сцепления фрикционной резины относительно шипованной обеспечивается падением температуры воздуха. Так, например, при -40 градусах по Цельсию прочность льда обеспечивает на фрикционной резине такое же сцепление, как и на бетоне.

Эффект увеличения сцепления шипованных шин основывается на том, что шип пробивает отверстие в хрупком тёплом льду.

Сами же царапины на ледовой поверхности свидетельствуют о том, что шип не смог удержаться в ней, поскольку уменьшение температуры воздуха приводит к увеличению прочности льда. Помимо отсутствия силы, способной проколоть лёд, также причиной низкого сцепления с полотном является низкая высота шипа, вызванная ездой по асфальтовым дорогам.

Помимо этого, стоит отметить несостоятельность того факта, что спиленные шипы имеют способность к сцеплению с полотном.

Спиленный шип
Спиленный шип

Стандартное выступание шипа составляет 1,2 мм. При высоте шипа в 0,6 мм сцепные свойства такой резины сходят на нет, поскольку создаваемой деформации становится недостаточно для развития нужного давления для прокалывания льда.

Из этого можно сделать вывод, что шипованная резина имеет преимущество над фрикционной при условии новизны, а также наличия тёплого льда.

Первоисточник.