Тебе вершки, мне корешки.

5 November 2020

Доброго времени суток. В прошлой статье мы познакомились с объективным показателем управляемости и перечислили некоторые субъективные параметры, на которые ориентируются многие автообзорщики. Сегодня мы их разберём более подробно.

Одним из таких параметров является угол поперечного крена. Распознать характеристику этого параметра несложно — при его описании обзорщики используют такие слова и словосочетания, как "валкая", "кренится", "клонится в повороте" и т. д.

На самом деле, сильные крены не являются синонимом плохой управляемости, поскольку крены порождаются центробежной силой, и чем более высокую центробежную силу способен развить а/м, тем его управляемость объективно лучше:

Верхний а/м кренится сильнее, но и перегрузка у него выше (0,7 g против 0,68 g).
Верхний а/м кренится сильнее, но и перегрузка у него выше (0,7 g против 0,68 g).

Предельное боковое ускорение на разных а/м достигается при разных углах поворота рулевого колеса:

Предельное боковое ускорение и угол руля, при котором оно достигается.
Предельное боковое ускорение и угол руля, при котором оно достигается.

Из этого изображения видно, что Audi R8 и Nissan GT–R имеют одинаковое значение предельного бокового ускорения в 0,98 g, при этом на Ауди он достигается при угле руля в 142°, а на Ниссане — при 122°. Но это не означает, что объективная управляемость этих а/м различна. Это говорит о том, что при меньшем повороте руля достигается такая же перегрузка. Отсюда растут ноги такого субъективного параметра, как "острота руля".

Среди представленных а/м, почти самый острый руль у Мини Купера, но и результат боковой перегрузки у него наихудший (0,89 g). Субъективно этот а/м будет ощущаться очень управляемым.

Самым управляемым а/м в подборке, как в ощущательном, так и в объективном плане, является Додж Вайпер (1,08 g при 120°).

Убедиться в неправильности определения управляемости а/м по остроте руля помогут ещё два теста:

Угол руля на разных а/м, при котором достигается перегрузка в 0,1 g.
Угол руля на разных а/м, при котором достигается перегрузка в 0,1 g.

На вышеприведённом изображении показано, на какой угол необходимо отклонить рулевое колесо для достижения перегрузки в 0,1 g.

Что примечательно, Мини Купер, худший в подборке по боковой перегрузке, субъективно оказывается лучшим (4,5°). В случае с Вайпером наблюдается обратная картина (7,5°).

Поэтому, если обзорщик проедет на обеих машинах, то субъективно он выберет Мини, поскольку для развития перегрузки в 0,1 g потребуется меньший угол поворота руля.

Однако, реальная управляемость выше у Вайпера, поскольку после 0,89 g Мини Купер уже неуправляем, а Вайпер по-прежнему едет туда, куда его направляют.

Тест на определение реакции на поворот руля (yaw).
Тест на определение реакции на поворот руля (yaw).

Этот тест показывает сцепные свойства и боковую жёсткость шин. Испытания проходят на скорости 80 км/ч, требуемая перегрузка — 0,5 g.

Наименьшее значение реакции на поворот руля (yaw) соответствует Вайперу (0,181 секунды), в то время как наибольшее значение (0,279 секунды) соответствует Куперу. При этом самым валким (параметр roll) а/м в этом тесте оказалась Мазда — 0,604 секунды.

К слову, один и тот же а/м на разных покрышках может иметь разное значение предельной боковой перегрузки.

Ниссан Лиф.
Ниссан Лиф.

Ниссан Лиф не позиционируется производителем как спортивный а/м. На заводских покрышках Лиф развивает предельную перегрузку в 0,79 g. Устанавливая различные покрышки, можно повысить предельную перегрузку от 0,82 g до 0,97 g:

Значение предельной перегрузки для различных покрышек.
Значение предельной перегрузки для различных покрышек.
Значение предельной перегрузки для различных покрышек.
Значение предельной перегрузки для различных покрышек.
Значение предельной перегрузки для различных покрышек.
Значение предельной перегрузки для различных покрышек.

Довести предельную перегрузку до 1 g можно, проведя определённые манипуляции:

Избавление от дверей помогло снизить центр тяжести.
Избавление от дверей помогло снизить центр тяжести.

Первоисточник.