Продуктовые сообщества будущего - экономика шэринга в производственно-потребительских продовольственных системах

Продуктовые сообщества будущего, Future Food Commons или FuFoCo, - это исследовательский проект по sharing economy ("делиться надо, товарищи") в сфере сохранения продуктов питания, который анализирует лучшие практики и новые модели производственно-потребительских систем и оценке их влияния на общество.

В новых моделях отношений в рамках продовольственных систем потребители становятся не безынициативными покупателями торговых сетей в городах, а активными соучастниками процесса. Это могут быть формы социального сельского хозяйства, SoLaWi (Solidarische LandWirtschaft), сообществ по совместным покупкам, общественных садов, в которых потребители и производители совместно используют или владеют различными ресурсами, например, землёй, трудом, средствами производства, деньгами, урожаем, знаниями. Развитие таких нестандартных сегодня форм "от поля до стола" несёт как большие возможности, так и риски для устойчивого развития, процветания и качества жизни.

Продуктовые кооперативы
Продуктовые кооперативы

Исследовательский проект FuFoCo объединяет не только учёных из разных направлений, но и практиков, и экспертов по социальным изменениям. Финансирование поступает от Федерального министерства образования и науки Германии.

Маркетинг "Собственного производства" на уличной торговле
Маркетинг "Собственного производства" на уличной торговле

Основные исследовательские вопросы:

1. Как можно охарактеризовать и классифицировать новые модели производственно-потребительских систем в сельском хозяйстве?

2. Каково их влияние на экологию, экономику и общество, устойчивое развитие, качество жизни?

3. Какие возможные сценарии будущего развития могут быть у новых производственно-потребительских систем?

Экономика шэринга видоизменяет существующие социальные системы. "Делай сам", "Делайте вместе", "Делиться, а не владеть" - вот ключевые принципы sharing. В результате появляются продуктовые кооперативы, фермы с арендованными потребителями животными, фермы, поддерживаемые инициативным сообществом.

В современных индустриализированных и глобализированных системах производители и потребители сильно разделены. Как правило, потребитель почти не владеет информацией о качестве продукта, условиях производства, влияния производства на экосистему и других вопросах. К тому же многих потребителей начинает всё больше волновать вопрос влияния производства и потребления на социум и экосистему - их уже не интересует "только цена". Многие фермеры уже почти не могут конкурировать в традиционных моделях с крупными игроками и нужны новые подходы.

Основным координатором и партнёром проекта является Центр исследований сельскохозяйственных ландшафтов им. Лейбница (Das Leibniz-Zentrum für Agrarlandschaftsforschung, ZALF), который специализируется на устойчивом использовании сельскохозяйственных земель с учётом меняющихся потребностей, конфликтов, климата и др.