Как накрывали праздничный стол наши предки и зачем нужно было меню в русском застолье

Для начала — краткая часть замечательного описания обеда. Прочтите, не пожалеете! «Стол накрыт роскошно — с серебряными приборами и хрусталём, над которым возвышались бутылки всевозможных форм и происхождения. Длинные бутылки рейнских вин высились над бордосскими винами с длинными пробками в металлических капсулах, над головками шампанского в фольге. Здесь были все лучшие марки вин: «Шато д'Икем», «Барсак», «Шато Лаффит», «Грюо-ларозе», «Вдова Клико», «Редерер», «Моэт», «Штернберг-кабинет», а также все знаменитые марки английского пива». Это великолепное описание обычного обеда сделал француз Теофиль Готье, который путешествовал по России тех лет. Кстати, речь идёт не о каком-нибудь торжественном приёме, подчёркиваем — речь идёт об обеде в придорожном ресторане Николаевской железной дороги на станции Бологое. То самое Бологое из популярной песни, «что между Ленинградом и Москвой». Трудно себе представить, что там до сих пор так.

Меню обеда в честь 300-летия со дня смерти русского первопечатника Ивана Фёдорова. Москва 4 декабря 1883 г. Художник К.Н. Чичагов. Типолитография Кушнерева.
Меню обеда в честь 300-летия со дня смерти русского первопечатника Ивана Фёдорова. Москва 4 декабря 1883 г. Художник К.Н. Чичагов. Типолитография Кушнерева.

Обратите внимание - закуска и чай стоит в начале, а мы привыкли пить чай после еды. Может быть предки были правы и пить жидкость нужно до еды, а не после?

Для нас меню представляет интерес не только как отражение кулинарного мастерства и гастрономических привычек наших предков, но и как образец культуры бытовой повседневной русского общества. Традиции изготовления меню восходят к глубокой древности. В Лувре хранится меню выполненное в камне. Поверхности плиты разделена на две части. В верхней перечислены названию блюд. В нижней изображена сцена поднесению блюд египетскому фараону. Это меню датируется примерно 2500-ми годами до н.э.

В России в последней четверти XIX - начале XX века красочные меню являлись обязательной принадлежностью парадных обедов, званых ужинов и завтраков. Эти листы не только должны были ознакомить гостя с перечнем предлагаемых блюд, они также служили украшением стола. Над оформлением меню работали такие известные художники как В.М. и А.М. Васнецовы, В.Д. Поленов, А.Н. Бенуа, М.П. Клодт, Л.Ф. Лагорио, А.П. Рябушкин, Б.В. Зворыкин и другие.

Важно отметить, что в оформлении меню находили художественное воплощение идеи и основное содержание отмечаемого торжества. При всей кажущейся простоте меню, как формат довольно сложный. Для того, чтобы он «заговорил», надо приложить немалые усилия. Художники стремились зафиксировать в меню исторические и современные реалии. Изображались панорамы и виды города, памятники, отдельные здания, портреты. Часто авторы меню прибегали к услугам фотографов.

Какой шикарный перечень блюд! Читать тем, кто не поел не рекомендуется! Кулебяки с икрой, уха из стерлядок, осетры по русски, фазаны, суп принтаньер, парфэ из земляники, филе де беф. В современной транскрипции «суп прЕтаньер». Оказывается это тот самый суп претаньер, который заказывали, делали и ели многие литературные герои российской классики. Он упоминается и в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» и у Толстого в «Анне Карениной» и у Валентина Катаева в «Хуторке в степи».

Есть очень интересное описание торжественных обедов, сделанное М.И. Пыляевым в книге «Старый Петербург: Рассказы из былой жизни столицы».

Подавали аршинные стерляди, судаки из собственных прудов; спаржу толщиною чуть ли не в добрую дубину из своих огородов; телятину, белую, как снег, выхоленную в люльках на своём же скотном дворе. Персики и ананасы были тоже из своих оранжерей, даже вкусное вино из ягод, вроде шампанского,было домашнего приготовления. Хозяин почти никогда не садился за стол, а только заботился о гостях.

Программы торжественных обедов составлялись с учётом национальных традиций. Русские кушанья присутствовали и на коронационных застольях и входили в меню торжественных обедов, устраиваемых купечеством. Парадные трапезы могли сопровождаться музыкой, в таких случаях на обороте меню помещалась программа концерта. Теперь и мы знаем, что и 27 июля 1901 года были популярны произведения Мендельсона, Штраусса, Вагнера, Чайковского. Оно и понятно. Время не властно над классикой.

Правила хорошего тона предписывали, чтобы на званом обеде около каждого прибора лежало печатное меню. В некоторых руководствах этот пункт этикета разъяснялся подробнее: «Необходимо, чтобы у каждого прибора лежало печатное меню, а названия подаваемых вин были бы обозначены на нём. Не все мужчины настолько знатоки вина, что по вкусу могут отличить одно от другого, между тем всегда приятно знать, что кушаешь и пьёшь; мужчинам же особенно последнее интересно».

Меню завтрака в честь 10-летия победы под Плевной и открытия часовни-памятника гренадерам, павшим под Плевной. Москва 28 ноября 1887 художник неизвестен. Литография М.И. Нейбюргера.
Меню завтрака в честь 10-летия победы под Плевной и открытия часовни-памятника гренадерам, павшим под Плевной. Москва 28 ноября 1887 художник неизвестен. Литография М.И. Нейбюргера.

В верхней части меню — картина открытия памятника, под нею — герб Москвы на национальных лентах, в нижней части — картина боя с турками. Под нею помещены названия городов, где проходили сражения русско-турецкой войны 1877 -1878 гг. Ягны, Авлиар, Хаджи, Вали, Аладжа, Карс, Плевна.

Понравилась статья? Поддержи канал, ставь лайк и, чтобы не пропустить следующую, подпишись! Мы стараемся находить для вас всё самое интересное из мира полиграфии.