Почему все больше людей уходят на фриланс, в том числе и в России?

9 March

В недавнем исследовании, проведенном компанией PWC, утверждается, что в 2020 году Россия вошла в первую десятку стран по объему рынка фриланса в денежном выражении. По оценкам компании, 14 миллионов фрилансеров из России заработали в 2020 году 41 миллиард долларов, а годовые темпы роста этого рынка в нашей стране превышают 25 %. В сентябре прошлого года компания Qiwi выяснила: каждый четвертый молодой человек в возрасте 16-17 лет называет себя фрилансером или самозанятым. Россия следует общемировому тренду — все больше людей, особенно молодых, не ищут традиционную долгосрочную занятость по трудовому контракту, а выбирают работу на себя.

Фото: by Joseph Frank on Unsplash
Фото: by Joseph Frank on Unsplash
Фото: by Joseph Frank on Unsplash

Если вы хотя бы однажды вызывали такси через приложение Яндекс или заказывали мастера на сайтах Profi.ru или YouDo — вы воспользовались услугами фрилансера. Появление специализированных платформ-агрегаторов и бирж фрилансеров привело к взрывному росту числа людей, выбирающих такой тип занятости. Процесс найма фрилансеров стал максимально удобным, а качество оказываемых услуг легко контролировать за счет инструментов репутации на платформе.

Проректор СКОЛКОВО и профессор бизнес-школы IESE Евгений Каганер с коллегами в свое время сформулировали концепцию human cloud , описывающую многообразие платформ-посредников, позволяющих любым заинтересованным организациям и индивидуумам нанимать для решения своих задач исполнителей по запросу. Исследователи верят, что такие платформы радикально изменят правила игры на многих традиционных рынках труда, как это уже случилось на рынке такси. В недавнем исследовании бизнес-школы СКОЛКОВО мы выяснили, что крупные компании все больше доверяют фрилансерам, порой передавая им самые сложные задачи, которые не удается решить внутренними ресурсами компании. Так, на платформе из России Профессионалы 4.0 заказчик может даже собрать целую команду из узких специалистов высокого класса для решения нетипичной задачи — например, тестирования гипотезы о выходе на новый рынок с новым классом продуктов.

Что же движет людьми, которые выбирают достаточно неспокойный путь фрилансера? Почему они предпочитают такой тип занятости стабильной работе по долгосрочному контракту в организации? Стив Кинг из исследовательской группы Emergent Research много лет изучает мотивы людей, решившихся стать самозанятыми, то есть независимыми от конкретного работодателя. Он обнаружил, что есть четыре категории таких людей.

  1. Первая категория — это люди, которым действительно нравится быть «вольными художниками». Им нравится быть психологами, техническими специалистами, они любят организовывать мероприятия или заниматься другой профессиональной деятельностью. Но они не хотят строить организацию либо становиться наемными работниками — они просто хотят делать свою работу в разных местах, где их профессионализм будет востребован.
  2. Во-вторых, есть те, для кого самозанятость или индивидуальное предпринимательство — это путь к предпринимательству в целом. Они хотят построить свою компанию, стать следующим Стивом Джобсом, но им надо с чего-то начать. И поэтому они начинают как фрилансеры.
  3. В-третьих, есть люди, которые хотят и пытаются найти работу на полную ставку, но в текущий момент не могут найти. Чтобы заработать на жизнь, они вынужденно становятся фрилансерами. По некоторым, оценкам в США таких людей около 17 % от всех самозанятых. Однако в связи с пандемией COVID, вызвавшей турбулентность на рынках труда, их число могло возрасти.
  4. В-четвертых, существует категория людей, которых Стив называет «passionista» — страстно любящими то, чем они занимаются. Такой человек обычно думает: «Мне просто нравится это делать, и я найду как. Надеюсь, что и заработаю чуток, но я найду способ заниматься этим». Таких людей можно увидеть на каждой барахолке мира. Они с удовольствием поболтают с вами о своем товаре. Но не нужно думать, что такие люди ограничиваются барахолками. Выпускница программы МВА СКОЛКОВО Елена Шифрина после модельной карьеры и работы в нефтяной отрасли увлеклась идеей здорового питания. Из этой идеи вырос успешный стартап BioFoodLab, продукция которого экспортируется во множество стран.

Ученые Эдвард Деси и Ричард Райан вместе со своими коллегами из Рочерского университета выделили три ключевых фактора, позитивно влияющих на самоопределение и осмысленность трудовой жизни: автономию, компетентность и взаимосвязь.

  1. Идея автономии заключается в том, что каждый человек нуждается в возможности независимого выбора, в том числе и выбора собственной деятельности.
  2. Компетентность подразумевает возможность быть активным участником своей жизни, влиять на свою ситуацию и добиваться результатов в своей работе.
  3. Взаимосвязь означает, что каждый человек хочет быть на связи с другими — частью одного или многих сообществ — и чувствовать, что его усилия признаются другими.

Эксперт в области HR и экономики фриланса Джон Янгер добавляет к этим трем аспектам четвертый — наличие шанса — и относит их к базовым факторам, которые движут фрилансерами-индивидуалистами. Но, если задуматься, эти факторы движут всеми нами. Единственная разница между фрилансером и не фрилансером — это решение фрилансера взять на себя чуть больше риска.

Посмотреть исследование