Секреты успеха GASTREET

21 August 2019

Количество участников фестиваля GASTREET за пять лет увеличилось c 500 до 5000 тысяч. Евгения Суфиянова, основательница фестиваля «GASTREET» и выпускница СКОЛКОВО Практикум рассказывает, почему фестиваль стал таким популярным, и в чем секреты успешного мероприятия.

Фестиваль Gastreet
Фестиваль Gastreet

История фестиваля

К моменту создания фестиваля GASTREET у меня уже сложилась успешная карьера в продажах. Я жила в Сочи и развивала собственный бизнес-проект #ДругаяБизнесШкола. Вела бизнес-тренинги и организовывала открытые семинары, мастер-классы с привозными бизнес-спикерами. Однажды я организовала семинар руководителя проекта РЕАЛ Ресторанный Альянс Дмитрия Левицкого — «Секреты успешных рестораторов», который и стал отправной точкой в создании будущего фестиваля. Получив отличные отзывы, мы с Димой, решили организовать что-то более масштабное для рестораторов и отталкивались, прежде всего, от того, что всем надоели «галстучные» конференции. Мы создали собственный формат, который позволил рестораторам периодически встречаться, учиться и веселиться в дружественной непринуждённой обстановке. Место, куда хочется возвращаться. Так появился наш фестиваль.

Название Gastreet придумал наш партнер Гоша Карпенко, он сократил словосочетание Gastronomical Street. Получилось смешно и дерзко. Такое хайповое название помогло нам на старте.

Первый GASTREET проходил параллельно с мероприятием «Неделя охраны труда», на которое съехались кадровики и бухгалтеры со всей страны. Эти люди в строгой офисной одежде смотрели на наших бородатых, татуированных рестораторов и мясников, открыв рты. Некоторые даже билеты покупали, чтобы к нам попасть в тусовку. Планировали собрать 300 человек, удалось — 570. Билеты распродали сразу, и фестиваль вышел в плюс. Структура дохода сразу сформировалась — 50/50 продажа билетов и привлечение спонсоров. Оборот первого ивента составил 6 миллионов рублей. Ни копейки не было потрачено на маркетинг, рекламу.

Что такое GASTREET?

GASTREET, или Gastronomical Street в Сочи, имеет свое устройство. Это настоящие улицы и образовательные площадки по тематикам. Улицы возникли не сразу, а только когда GASTREET переехал в Горки Город в Сочи. Тогда весь пазл сложился, и мы заняли целый город с его улицами, которые, впоследствии, и стали тематическими street’ами.

Например, Main Street — часовые выступления рестораторов на разные темы. Они — непрофессиональные спикеры и аудитория заранее знает это. Но всегда получается интересно, так как темы для всех участников —животрепещущие. Привлекать спикеров и поддерживать сильную деловую программу по сей день помогает Дима, который сам является ресторатором и владельцем ресторанной школы с большим количеством выпускников по всей стране.

Chef Street — это площадка с высокотехнологичной кухней, с любым оборудованием, которое только существует. Там мы проводим кулинарные мастер-классы в исполнении лучших шеф-поваров страны и мира, ресторанов наряду с местными и региональными ребятами. Застройку этой зоны сейчас оплачивают спонсоры, она составляет примерно 10 миллионов рублей. Вместимость гигантской кухни — 500 участников.

BarSreet — это площадка, где владельцы и управляющие баров, пабов и ночных клубов делятся опытом. На Barista Street говорят о напитках, кофе, чае и как на этом заработать.

На Pizza Street — всё о пицце, тесте, муке. На WineStreet делятся секретами о вине и винных картах

Фестиваль Gastreet
Фестиваль Gastreet

Для собственников ресторанов есть площадка ReBro, куда мы приглашаем бизнес-экспертов не только из ресторанного бизнеса, чтобы узнать новые тренды и полезные инструменты для предпринимателей, тут больше говорят о стратегии.

Есть даже площадка FuckUp где рестораторы говорят не про успех, а про то как они потеряли свои миллионы и какие выводы сделали.

Другие площадки, отдельные мероприятия и мастер-классы только для шеф-поваров и рестораторов.

Проблемы с защитниками животных, у нас не возникало. Например, из 60 точек питания — только 3 мясных. Gastreet — это все таки B2B мероприятие, не городской фестиваль еды, место, где рестораторы знакомятся с различными продуктами, а мясо это всего лишь один из вариантов, его не так уж и много.

Во сколько все это обходится

GASTREET проводится один раз в год, но кроме него есть маленькие «гастритики», которые мы организуем в городах-миллионниках с более сжатой программой под названием — РЕСТОПАРК. Участие для партнеров в фестивале платное. Самый низкий ценник — 300 тысяч рублей, средний — полмиллиона. Самая дорогая интеграция была в этом году с компанией METRO – пять миллионов рублей. МЕТРО на GASTREET 2019 выступил в качестве титульного партнера. Вся реклама, визуальные и медиа носители, элементы брендирования, мерчендайзинга и сувенирной продукции имели кобрендинг с METRO. Даже внутри некоторых интеграций партнеров использовался кобрендинговый логотип.

Некоторые спонсоры фестиваля — мои одногруппники по программе Практикум СКОЛКОВО. На программе в бизнес-школе в нашей группе оказалось сразу несколько рестораторов, мы собирались и обсуждали их настоящие боли и проблемы. Так что получился полезный нетворкинг. После обучения мы пересмотрели программу GASTREET, добавив темы про будущее и стратегию.

Отношение к деньгам

Как только ты начинаешь в первую очередь думать о заработке, можно забыть, что мероприятие кому-то понравится. Например, мы делаем 15-секундные заставки перед выступлением спикера, которые обходятся в 300 тысяч рублей. Их могут даже не заметить. Но для спикера и аудитории такое начало – определенный эмоциональный настрой. Особенно, когда спикер волнуется.

Обычно организаторы предоставляют спикеру 1 ночь проживания. Мы оплачиваем спикерам 3-4 ночи в пятизвездочном отеле, организуем закрытую вечеринку. Если это девушки, предоставляем услуги визажиста. Кроме этого, мы заказываем для всех спикеров одежду, чтобы они выделялись в толпе участников. Все это стоит своих денег.

Фестиваль Gastreet
Фестиваль Gastreet

Экономить надо, но в разумных пределах. Например, если мы делаем бейдж на 5 дней, нужна двойная ламинация или пластик. Можно сэкономить, не заказать значки, но они обычно рекламируют фестиваль в течение года, так как участники увозят их с собой в большом количестве. Мы каждый год следим, чтобы у нас были сумки, браслеты, придумываем что-то новенькое и хорошего качества, чтобы люди дольше пользовались.

Самостоятельные, предприимчивые, лояльные

Я ищу самостоятельных и предприимчивых людей, которые относятся к фестивалю как к своему собственному бизнесу. Меня практически нет в офисе, бываю там раз в неделю на собрании, чтобы покреативить. В этом году я приехала на мероприятие в день открытия. Без меня все построили и сделали.

Лояльного сотрудника можно вырастить до профессионального, профессионала заставить любить невозможно. Сейчас у меня постоянный штат — 25 отчаянных безумцев, которые влюблены в наш продукт, по мере приближения проекта я привлекаю еще людей: волонтеры, технические специалисты, охрана. В итоге получается команда из 400 человек, из которых 160 проходят конкурс 5 человек на место. Они прилетают за свой счет, мы их кормим и платим за проживание, а они получают этот опыт — быть причастным к созданию шоу.

Похороны салата

Я часто езжу по отраслевым мероприятиям и наблюдаю за организаторами. Бывает, летишь в другую страну, заходишь на ивент, делаешь круг почета за 1 час и уходишь. Вообще не напрягаются люди, чтобы сделать что-то интересное. Это не наша история. Мы всегда стараемся наполнить наш фестиваль интересными мелочами. В основном, это мои креативные идеи, зачастую мы вдохновляемся в других странах на смежных ивентах.

Например, в 2016 году мы «хоронили» салат «Цезарь», а на самом деле обращали этим внимание на ленивых шеф-поваров, которые, кроме «Цезаря», ничего приготовить не могут. По сути, мы «хоронили» лень. Купили продукты: самый невкусный майонез, самую несъедобную капусту. Сколотили маленький деревянный гроб, погрузили его на катафалк. За ним шли более тысячи рестораторов с похоронным оркестром. Плачущие «вдовы» причитали и кидались на гроб: «Ты же моя прибыль! Что же я буду без тебя делать?». Этим занималась настоящая ритуальная служба, которая хоронила потом нам еще и караоке, и кальяны.

У нас есть свой ЗАГС, где можно сыграть ненастоящую свадьбу. Мы даже заказали специальные кольца с буквой G. 125 свадеб мы сыграли в общей сложности. Некоторые женились по три, по четыре, по пять раз. Это тоже была необычная активность для российского фестиваля.

Репутация

Мы всегда держим свое слово по отношению к поставщикам, застройщикам, участникам. Один раз сделал что-то не так — сразу слух расходится, а твой имидж страдает.

В этом году мы готовили ужины с поварами из мишленовских ресторанов. Стоимость 1 ужина — 25 тысяч рублей. На один из ужинов из восьмидесяти продали восемь мест. Для нас это был хороший урок: если кто-то хочет сходить в мишленовский ресторан, он, вероятно, поедет в Италию, Испанию или Францию, а на фестивале гораздо более важно оказаться в этот момент танцующим на центральной площади под открытым небом. И мы понимали, что этот урок обойдется нам в несколько миллионов. Но от ужинов мы не отказались — пострадала бы репутация, а она гораздо дороже, особенно, если переводить ее в деньги спонсоров.

Во время застройки Gastreet Сity у одного из наших партнеров застряла грузовая машина с оборудованием на подъёме в Горки Город. Конечно, каждая минута при монтаже площадки очень важна, и застрявший автомобиль портил планы нашего партнера. На самом деле, это не была наша проблема и мы не должны были браться за её решение. Но мы вместе создаём GASTREET, и нам было важно предложить помощь и решить эту задачу. Поэтому отдел по работе со спонсорами кинул клич в партнерские чаты с просьбой о помощи, и уже через несколько минут вопрос был решен.

Таких историй большой и маленькой взаимопомощи каждый год на нашем фестивале очень много. И, прежде всего, человеческое отношение между нашими партнерами и командой лежит в основе всего.