Ф. Раневская: путь от невзрачной девочки к великой актрисе

Фаина Георгиевна Фельдман появилась на свет в 1895 году в Таганроге в довольно обеспеченной семье - ее родители управляли нефтяным заводом, фабрикой, несколькими магазинами и имел в распоряжении собственный пароход!

Помимо самой актрисы в семье было еще 3 детей - старшая сестра, 2 брата, один из которых умер в детстве. Жизнь Фаины Георгиевны в семье не была сладкой - родители ее не замечали и дарили всю любовь старшей сестре и брату.

К слову, в детстве она была некрасивой, робкой, заикающейся. В общем, не ровня - шустрой и пробивной красавице Белле (старшей сестре).

Это оставило отпечаток на характере юной актрисы:

«Мне вспоминается горькая моя обида на всех окружавших меня в моем одиноком детстве»

✅ Покорение московских театральных подмостков

В 18 лет Фаина Георгиевна решает отправиться в Москву - завоевывать столичные театральные подмостки. Но там она никому не нужна, поэтому возвращается в Таганрог.

В своем родном городе актриса записывается в частную театральную студию, где ей помогают избавиться от заикания и дают возможность попробовать себя на сцене.

Опыт и годы сыграли на руку - в 1915 году, спустя 2 года после неудачной попытки, Раневская (тогда еще Фельдман) снова уезжает покорять столицу.

В Москве она знакомится с прима-балериной Большого театра Екатериной Гельцер, которая представила ее многим талантливым и известным людям: Владимир Маяковский, Марина Цветаева.

А также подыскала для юной актрисы театр, в котором играли лучшие актеры Москвы и Петербурга – Садовская, Петипа, Яблочкина, Коонен, Остужев, Тарханов, Радин, Певцов и пели Шаляпин с Собиновым.

Именно в этом театре Фаина Георгиевна впервые использовала псевдоним - Раневская, историю возникновения которого объясняла так:

"Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
— Денег жаль, зато как красиво они улетают!
— Да ведь Вы Раневская (персонаж из пьесы "Вишневый сад")! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!
Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…"

✅ Революция и начало скитаний по стране

Вскоре начались скитания Раневской из одной труппы в другую. Это продолжалось вплоть до Октябрьской революции, которую актриса встретила в Ростове-на-Дону. К этому моменту вся семья актрисы иммигрировала, оставив ее одну: отец, мать, брат Яков - в Румынию, старшая сестра с мужем - во Францию.

Самым близким человеком с 1918 года для Раневской стала актриса Павла Вульф, которая нашла ей работу в своей трупе и помогла с жильем.

Они познакомились и работали в Ростове-на-Дону, но вскоре отправились играть в симферопольской театр. О своей жизни в Крыму Фаина Георгиевна писала:

«В Крыму в те годы был ад. Шла в театр, стараясь не наступить на умерших от голода. Жили в монастырской келье, сам монастырь опустел, вымер – от тифа, от голода, от холеры… мучились голодом, холодом, при коптилке… Иду в театр, держусь за стены домов, ноги ватные, мучает голод. В театре митинг, выступает Землячка; видела, как бежали белые. Прохожие плакали. Потом опять были красные и опять белые. Покамест не был взят Перекоп…»

Всего с 1918 по 1931 годы она проработала на театральных подмостках Крыма, Казани, Москвы, Гомеля, Донецка, Смоленска, Архангельска, Сталинграда, Баку.

И лишь в ноябре 1931 года Раневская получает роль проститутки Зинки в спектакле «Патетическая соната» и выступает на подмостках Государственного московского камерного театра.

Затем были роли в Центральном Театре Красной Армии (ЦТКА) у режиссера Ю. Завадского, с которым были натянутые отношения. Она настолько хорошо сыграла, что получила приглашение в Малый театр.

Но актеры Малого театра оказались против включения Раневской в свою трупу, поэтому она осталась без работы - из ЦТКА ушла, а в Малый не взяли.

✅ Роли в кинофильмах

Единственным решением оставаться актрисой стали роли в кино.

«Кинематограф подобрал меня в трудный момент, разве могу я ему изменить?» - шутила Ф.Г. Раневская

Раневская снималась в фильмах И.Савченко, М.Ромма, И.Анненского, А.Мечерета. Но самой запоминающейся стала ее роль Ляли в фильме "Подкидыш" Татьяны Лукашевич, а фраза «Муля, не нервируй меня!» - отныне визитная карточка Фаины Раневской.

кадр из фильма "Подкидыш" и знаменитая фраза "Муля! Не нервируй меня!"
кадр из фильма "Подкидыш" и знаменитая фраза "Муля! Не нервируй меня!"

В 1976 году между Л.И. Брежневым и Ф.Г. Раневской, во время вручения в Кремле ордена Ленина, был диалог:

- А вот и наша "Муля! Не нервируй меня!"
- Леонид Ильич, - обиженно сказала Раневская, - так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы.
- Простите, но я вас очень люблю, - оправдываясь, ответил смутившийся Генсек.

Фаина Георгиевна всю оставшуюся жизнь будет сниматься в кинофильмах, но себя она всегда считала именно театральной актрисой, хотя за 25 лет (с 1956 по 1982 гг.) сыграла всего лишь в 8 спектаклях.

Современники актрисы считали, что с ней сложно работать, особенно режиссерам, так как она вклинивалась во все процессы и пыталась играть так, как видит героиню сама. Самые сложные отношения были у нее с режиссером Ю.Завадским:

— «Фаина, вы своими выходками сожрали весь мой замысел!»
— «То-то у меня чувство, как будто я говна наелась»
— «Вон из театра!» — крикнул мэтр.
— «Вон из искусства!!» — ответила актриса.

Фаина Раневская была харизматичной и запоминающейся актрисой, но как на сцене, так и в кино ей не доставались главные роли, поэтому она получила звание "королевы второго плана". По поводу такого прозвища она часто шутила:

«Я войду в историю по совокупности», – горько шутила Раневская на закате жизни, проводя параллель между собой и теми, кто получает ученую степень без защиты диссертации, на основании совокупности своих заслуг.

А какие фильмы с ее участием нравятся вам? Какие смотрели?

Подписывайтесь и ставьте "палец вверх"!

М.Цветаева: подписать дочери приговор на голодную смерть!
3 мужа Анны Ахматовой: несчастливая судьба поэтессы
Фаина Раневская: искрометные советы и замечания о браке
Почему в изменах не виновны любовник и любовница?
Ломовая лошадь: почему мне жаль женщин России?
Марина Цветаева: романы с мужчинами и женщинами
Фаина Раневская, commons.wwikimedia.com
Фаина Раневская, commons.wwikimedia.com