Православная индульгенция

372 full reads
691 story viewUnique page visitors
372 read the story to the endThat's 54% of the total page views
2 minutes — average reading time
Православная индульгенция

Всем привет! Сегодня мы поговорим о такой явлении, как индульгенция, вернее о православных индульгенциях. Поехали!

Начнем с того, что индульгенция в теории не совсем то, что мы привыкли считать.

Индульгенция - освобождения от наказания за прегрешения, в которых грешник уже покаялся с помощью "сокровищницы добрых дел (opera superrogationis)", которые совершили Христос, Дева Мария, Апостолы и святые.

Эти добрые дела позже в Католической Церкви назовут super-erogatoria opera - сверхдолжные дела, то есть добрые поступки святых были излишне для их спасения, и этот излишек вверен Католической Церкви для прощения всякого греха, конечно, при условии покаяния, причастия и епитимьи. Но вскоре из этой, скажем так, достаточно нейтральной теории, вышла практика отпущения греха за деньги или другие блага, более того, индульгенции начали выдавать за те прегрешения, которые наступят в будущем, что напрямую с точки зрения Католической (и Православной) Церкви является т.н. хулой на Святого Духа.

Все мы привыкли, что индульгенция суть явление Западного христианства, что за деньги, либо другие блага католический священник отпускал грехи, но данная практика известна и в Восточном, православном христианстве.

Православная индульгенция

Откуда взялось это явление в Православии? Все просто, после подписания Флорентийской унии Католическая Церковь начала активно действовать на территории Греческой Церкви, в 1622 году была утверждена Конгрегация распространения веры, одной из целей которых являлось обучение будущих греческих иерархов в католических духовных учебных заведениях, что в итоге успешно проходило, даже сейчас многие греческие православные священники имеют диплом Папского восточного института. Отсюда явление индульгенции появляется в исконно православной среде.

Православная индульгенция называлась Разрешительной грамотой (συγχωροχαρτια). Патриарх Иерусалимский Досифей Нотарас (1641-1707) пишет об индульгенциях как о всем известной и древней традиции:

"Возобладал обычай и древняя традиция, которая известна всем, чтобы святейшие патриархи давали церковному народу грамоту об отпущении грехов" .
Досифей Нотара
Досифей Нотара
Досифей Нотара

Сначала это была полуофициальная практика, затем явление разрешительных грамот было официально закреплено в Константинопольском Соборе от 1727 года.

В 13-м пункте соборного определения говорится:

«Власть оставления грехов, которое, если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует „разрешительными грамотами“ (συγχωροχαρτια), а латиняне — „индульгенциями“ (intulgentzas),.. дается Христом в святой Церкви. Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским».

Как видно из приведенных выше цитат патриарха Досифея и Константинопольского собора, выдача индульгенций связывалась с властью православных патриархов. Приписывание патриархам власти отпускать грехи и выдавать специальные грамоты было искаженным рудиментом древнего института "Пентархии", который сформировался после IV Вселенского собора и, безусловно, претерпел кризис в эпоху турецкого господства и распространения латинских влияний. В сознании греков той эпохи, которые к тому времени во многом привыкли мыслить западными стереотипами, власть православных патриархов во многом была ассоциирована с властью римского папы.

В своей полемике с католичками греки подвергали сомнению не само по себе явление индульгенции, но то, что Римские папы приписывали право раздавать отпущение грехов исключительно себе. Так, в том же 13-м пункте соборного исповедания сказано: "Говорить же, что власть давать (индульгенции) имеет только Римский папа, есть явная ложь".

Разрешительные грамоты или индульгенции, как вам угодно, были осуждены как средство к обогащению в 1838 году тем же Константинополем. Окружное послание, изданное собором, подписали Константинопольский патриарх Григорий VI и Иерусалимский патриарх Афанасий, а также одиннадцать архиереев Константинопольского синода.

В 9-м пункте Окружного послания осуждается "ужасное и неслыханное злоупотребление, происходящее от дерзости, по которой епископы Рима святейшие, священнейшие и страшные предметы веры священной Христовой веры используют как средство добывания денег".

Правда осуждается только взимание денег за отпущение грехов, да и то только в юбилейные годы. А вот само по себе явления отпущения грехов таким способом не находит достойной богословской оценки. В послании, в решении Соборане осуждается практика разрешительных грамот Греческой Церкви.

Бороться с этим явлением было бессмысленно, потому что "отпущение грехов" прочно засело в головах простой черни, доказательством служит то, что открытая практика православных священников продолжилась аж до середины 20 столетия.

Спасибо за внимание!