26 subscribers

Убийство в Христианстве

319 full reads
510 story viewsUnique page visitors
319 read the story to the endThat's 63% of the total page views
2 minutes — average reading time

Всем привет! Свой первый пост я решил посвятить проблеме отношения к убийству в христианстве, почему? Потому что по этому вопросу существует масса заблуждений и я постараюсь все это развеять. Поехали!

Вопрос греховности убийства – один из самых сложных в богословии. Для его разрешения необходимо обратиться к главному авторитету - Священному Писанию.

«Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6).

Такое указание было дано родоначальнику послепотопного человечества - Ною. Это важное место Священного Писания, в котором заключена фундаментальная истина: убийство существа, носящего образ Божий, приравнивается к попытке убийства Самого Бога.

Убийство в Христианстве

Потом через Моисея Израиль принял Закон Божий, где и написана всем известная заповедь: «Не убий!» (Исх. 20:13, Вт. 5:17). Но тут есть один нюанс! Ее часто понимают неправильно из-за неоднозначной терминологии. Существует огромная разница между злонамеренным убийством другого человека и актом правосудия со стороны государства. На древнем иврите (его еще иногда называют библейским), на котором был написан Ветхий Завет, слово «убить»  имеет два значения – «рецах» и «харига» («Раца»  означает преднамеренное убийство с целью ограбления или из-за ненависти. «Хараг» означает лишение жизни в качестве наказания за преступление или во время войны). На скрижалях с Десятью заповедями «Не убивай» передавалось словом «раца», а не «хараг», т.е. подразумевалось убийство из корыстолюбивых побуждений. Путаница произошла при переводе на русский язык, где это слово имеет одно значение. Лишить жизни - не всегда то же самое, что совершить убийство.

Для большего удостоверения рассмотрим практику самого Моисея, который только что получил скрижали с заповедями и тут же дал распоряжение истребить всех идолопоклонников в стане (Исх. 32:29). В итоге было убито три тысячи братьев-евреев. Далее Моисей от лица Бога повелевает священникам подвергать смерти всякого, кто посмеет нарушить Заповеди.

Поклонение Тельцу, то, за что были убиты три тысячи евреев
Поклонение Тельцу, то, за что были убиты три тысячи евреев

Читая Ветхий Завет, можно наблюдать, как Бог повелевает Израилю участвовать в войнах, в которых производились массовые убийства нечестивых. Ключ завоевания заключался не в праведности Израиля, но в нечестии хананеев (Вт. 9:14). Здесь Сам Бог представляется как инициатор, так и исполнитель наказания народов. Он - Бог, Который уничтожает собственных противников (Числ. 22:21-35). Исключением не будет и сам Израиль: «Вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне» (Ис. 65:12). Иногда даже само оружие освящалось для Господа (2Цар. 1:21). У пророков мы находим следующую характеристику Бога: «И узнаете, что Я Господь каратель» (Иез.7:9). И это Тот же Бог, Который «есть любовь».

Итак, Бог признает войну как одну из возможных форм возмездия за нечестие народов и даже провозглашает участие в такой войне Своей волей: «Проклят, кто удерживает меч Его от крови» (Иерем. 48:10).

Но при этом, Бог запрещает жестокость, то есть опускаться до полнейшей жести, именуемое «рецах», как написано выше.

Например, мы видим, что наказание за насилие стало главной причиной Всемирного потопа (Быт. 6:11); Симеон и Левий – представители двенадцати колен Израиля - утратили свои права среди первенцев, потому что дали волю жестокости (Быт. 34).

Великому завоевателю, преданному всем сердцем Господу -  Давиду, не было разрешено построить Храм, так как его руки пролили много крови (1Пар. 22:8)

Модель иудейского Храма
Модель иудейского Храма

Не менее интересна история, связанная с пророком Ионой. В ней жители Ниневии обвиняются не в идолопоклонстве, а в том, что «творят насилие» (Иона 3:8). В этой же книге Бог говорит, что предпочитает сохранять людям жизнь, а не отбирать ее.

Насколько я знаю, в христианских церквях, практикующих Таинства (обряды христианские; да, не все церкви практикуют церемониал как у ортодоксов или католиков, или как у классических протестантов), человек, лишивший жизни другого во время войны лишается Причастия и должен долго искуплять свое деяние.

Спасибо за внимание!