Фотографии полугусеничного грузовика "Аллис-Чалмерс" ставшего основой первых русских танков.

31 March
Полугусеничный грузовик  "Аллис-Чалмерс"  довольно необычной конструкции.
Полугусеничный грузовик "Аллис-Чалмерс" довольно необычной конструкции.
Полугусеничный грузовик "Аллис-Чалмерс" довольно необычной конструкции.

Предприятие "Алисс-Чалмерс" возникло в 1901 г. в результате слияния двух фирм производящих металлорежущие станки и паровые двигатели. В результате ассортимент выпускаемой продукции резко вырос, начался выпуск электродвигателей, турбин и горнопромышленного оборудования, а спустя несколько лет и двигатели внутреннего сгорания.

В 1913 г. новое руководство задумалось о дальнейшем расширении производства и уже в 1914 г. был построен первый образец трехколесного трактора 10/18 с двухцилиндровым керосиновым двигателем.

Первый трактор "Аллис-Чалмерс". Выпуск машины продолжался до 1921 г. Всего было выпущено 2700 штук.
Первый трактор "Аллис-Чалмерс". Выпуск машины продолжался до 1921 г. Всего было выпущено 2700 штук.
Первый трактор "Аллис-Чалмерс". Выпуск машины продолжался до 1921 г. Всего было выпущено 2700 штук.

В 1915 г. был начат выпуск полугусеничных грузовиков Б6 грузоподъемностью 5 тонн, имевших 68-сильный двигатель и 4-ступенчатую коробку передач. Вместо заднего моста имелся гусеничный движитель на балансирной подвеске. Помимо перевозки грузов по бездорожью он предназначался таже для буксировки плугов и другого сельскохозяйственного оборудования. Но чересчур дорогая техника не заинтересовала американских фермеров, после чего ее стали продвигать в качестве тягача для артиллерийских орудий. Это сработало и в начале 1916 г. десять машин были закуплены Русской императорской армией.

Полугусеничный грузовик "Аллис-Чалмерс" в том виде, в котором предлагался к продаже на территории США.
Полугусеничный грузовик "Аллис-Чалмерс" в том виде, в котором предлагался к продаже на территории США.
Полугусеничный грузовик "Аллис-Чалмерс" в том виде, в котором предлагался к продаже на территории США.

Полугусеничный грузовик "Аллис-Чалмерс".
Полугусеничный грузовик "Аллис-Чалмерс".
Полугусеничный грузовик "Аллис-Чалмерс".
Испытания в качестве тягача.
Испытания в качестве тягача.
Испытания в качестве тягача.

Полугусеничный  грузовик "Аллис-Чалмерс" на американском заводе.
Полугусеничный грузовик "Аллис-Чалмерс" на американском заводе.
Полугусеничный грузовик "Аллис-Чалмерс" на американском заводе.
Схема из патентной заявки на гусеничную ходовую часть трактора "Аллис-Чалмерс". 1915 г.
Схема из патентной заявки на гусеничную ходовую часть трактора "Аллис-Чалмерс". 1915 г.
Схема из патентной заявки на гусеничную ходовую часть трактора "Аллис-Чалмерс". 1915 г.
Испытания полугусеничного грузовика "Аллис-Чалмерс" в Америке.
Испытания полугусеничного грузовика "Аллис-Чалмерс" в Америке.
Испытания полугусеничного грузовика "Аллис-Чалмерс" в Америке.

Испытание в Америке в качестве тягача.
Испытание в Америке в качестве тягача.
Испытание в Америке в качестве тягача.

В Русской армии полугусеничные грузовики планировали использовать в качестве буксировщика тяжелых артиллерийских орудий и одновременной перевозки артиллерийских снарядов. Перед поступлением в действующую армию полугусеничный грузовик испытывался в Офицерской стрелковой школе в Ораниенбауме, недалеко от Петрограда.

Испытания в Офицерской  стрелковой школе. Ораниенбаум. 1916 г.
Испытания в Офицерской стрелковой школе. Ораниенбаум. 1916 г.
Испытания в Офицерской стрелковой школе. Ораниенбаум. 1916 г.

Испытания в России.
Испытания в России.
Испытания в России.
Испытания в России.
Испытания в России.
Испытания в России.

Испытания в России.
Испытания в России.
Испытания в России.

Испытания в России.
Испытания в России.
Испытания в России.
Испытания в России. В кузове 76 мм  противоштурмовая пушка.
Испытания в России. В кузове 76 мм противоштурмовая пушка.
Испытания в России. В кузове 76 мм противоштурмовая пушка.

В ПМВ в Русская армия использовала небольшое количество тяжелых пушечно-пулеметных бронеавтомобилей "Гарфорд-Путилов", обладавших довольно плохой проходимостью. Полковник артиллерии Н. А. Гулькевич предложил на базе полугусеничного грузовика построить бронемашину обладавшую повышенной проходимостью по пересеченной местности и не уступавшей по вооружению тяжелому колесному броневику "Гарфорд-Путилов".

Тяжелый  колесный пушечно-пулеметный бронеавтомобиль "Гарфорд-Путилов".
Тяжелый колесный пушечно-пулеметный бронеавтомобиль "Гарфорд-Путилов".
Тяжелый колесный пушечно-пулеметный бронеавтомобиль "Гарфорд-Путилов".

Детальный проект Н. А Гулькевич представил в Комиссию по броневым автомобилям ГВТУ в марте 1916 г. Построенный на базе полугусеничного грузовика броневик имел броню толщиной 6.5 мм. В средней части машины имелась броневая рубка с башней на два пулемета "Максим". В задней части машины был оборудован второй водительский пост и установлена противоштурмовая 76 мм пушка образца 1910 г. Полный вес машины с экипажем из 7 человек составлял 12 тонн. Скорость по шоссе превысила 15 км/ч.

Первый броневик, названный "Илья Муромец" был построен в ноябре 1916 г. Итоги испытаний проведенных под Петроградом полностью удовлетворили военных и был выдан заказ на второй полугусеничный броневик. Построенная в марте 1917 г. машина получила имя "Ахтырец" и вместе с "Ильей Муромцем" начала готовится к отправке на фронт. В январе 1917 г, через посредничество англичан, был оформлен заказ на закупку в США 95 полугусеничных грузовиков "Аллис-Чалмерс" которые должны были использованы в производстве новых бронемашин.

После Февральской революции Временное правительство оставило "Илью Муромца" и "Ахтырца" в Петрограде для охраны Зимнего дворца. После Великой Октябрьской революции "Илья Муромец" был переименован в "Красный Петроград" и отправлен на защиту Смольного. "Ахтырец" был отправлен в Москву, где участвовал в уличных боях против восставших юнкеров. Впоследствии "Ахтырец" воевал на Восточном фронте Гражданской войны. Обе машины были списаны в 1922 г. по причине полного износа и отсутствия запасных частей.

Тактико-технические данные бронемашины построенной на основе полугусеничного грузовика "Аллис-Чалмерс"
Тактико-технические данные бронемашины построенной на основе полугусеничного грузовика "Аллис-Чалмерс"
Тактико-технические данные бронемашины построенной на основе полугусеничного грузовика "Аллис-Чалмерс"

"Ахтырец" на Московских улицах.
"Ахтырец" на Московских улицах.
"Ахтырец" на Московских улицах.
"Красный Петербург" бывший "Илья Муромец".
"Красный Петербург" бывший "Илья Муромец".
"Красный Петербург" бывший "Илья Муромец".

Кормовая 76 мм противоштурмовая пушка.
Кормовая 76 мм противоштурмовая пушка.
Кормовая 76 мм противоштурмовая пушка.

Остов бронемашины "Красный Петербург"
Остов бронемашины "Красный Петербург"
Остов бронемашины "Красный Петербург"

Фотографии взяты из открытых источников. Статус фотографий общественное достояние.

Спасибо за внимание. До встречи.