Немного про линейные крейсера "Измаил".

3,7k full reads
5,4k story viewsUnique page visitors
3,7k read the story to the endThat's 68% of the total page views
4 minutes — average reading time
Рисунок. Так должен был выглядеть линейный крейсер "Измаил"
Рисунок. Так должен был выглядеть линейный крейсер "Измаил"
Рисунок. Так должен был выглядеть линейный крейсер "Измаил"

Линейные крейсера типа "Измаил" - одни из сильнейших в своем классе и самые сильные артиллерийские корабли Российского флота, когда либо спущенные на воду.Серия из четырех кораблей - "Измаил", "Бородино", "Кинбурн" и "Наварин" - стали бы гордостью Русского флота.

После поражения в русско-японской войне, Российская империя с 1906 года начала восстановление своего флота. В 1906 г. было разработано задание на проектирование нового линкора для Балтийского флота. А в конце следующего года, после утверждения "малой судостроительной программы", был объявлен всемирный конкурс на лучший проект линейного крейсера( тогда еще броненосного).

До того времени как морской министр утвердил окончательный проект 4 августа 1912 года, было рассмотрено довольно большое число проектов отечественных и зарубежных фирм.

Проект броненосного крейсера "Виккерс".
Проект броненосного крейсера "Виккерс".
Проект броненосного крейсера "Виккерс".
Проект английской фирмы "Джон Браун".
Проект английской фирмы "Джон Браун".
Проект английской фирмы "Джон Браун".
Совместный проект немецкой фирмы "Блом и Фосс" и Путиловского завода.
Совместный проект немецкой фирмы "Блом и Фосс" и Путиловского завода.
Совместный проект немецкой фирмы "Блом и Фосс" и Путиловского завода.
Проект адмиралтейского завода.
Проект адмиралтейского завода.
Проект адмиралтейского завода.
Проект Балтийского завода.
Проект Балтийского завода.
Проект Балтийского завода.
Проект немецкой фирмы "Вулкан".
Проект немецкой фирмы "Вулкан".
Проект немецкой фирмы "Вулкан".
Проект Адмиралтейского завода.
Проект Адмиралтейского завода.
Проект Адмиралтейского завода.

Нетрудно заметить что все проекты несли по девять орудий главного калибра, при скорости до 30 узлов и толщине главного бронепояса в 300 мм. Но затем решили число орудий ГК сровнять с числом орудий ГК строящихся линкоров. Так как это приводило к увеличению стоимости каждого корабля при жестко утвержденной смете на строительство всего флота, недостающие деньги отобрали у строившихся легких крейсеров, уменьшив им скорость полного хода на 2 узла. Самим линейным крейсерам тоже не повезло: была уменьшена толщина броневого пояса и скорость полного хода. Зато каждый новый корабль мог похвастаться двенадцатью 356 мм орудиями ГК .

5 сентября 1912 года Балтийский и Адмиралтейский заводы получили наряды на строительство, каждый по два корабля.

12 октября 1912 г. заказанным крейсерам были присвоены наименования: "Измаил", "Наварин", "Бородино", "Кинбурн".

6 декабря 1912 г. , после торжественной закладки строившиеся корабли были зачислены в списки Русского Императорского флота.

В годы Первой Мировой войны скорость постройки линейных крейсеров значительно снизилась, а в октябре 1917 г. Временное правительство приостановило постройку крейсеров. В Гражданскую войну корпуса кораблей простояли у достроечных стен заводов без движения. В 1923 г. "Наварин", "Бородино" и "Кинбурн" были проданы на слом в Германию.

Оставшийся "Измаил" пытались достроить по новому проекту как артиллерийский корабль класса линкор, потом хотели переоборудовать в авианосец. Потом все работы были прекращены и "Измаил" тоже пошел на слом.

Окончательный проект линейного крейсера типа "Измаил" . чертеж 1913 г.
Окончательный проект линейного крейсера типа "Измаил" . чертеж 1913 г.
Окончательный проект линейного крейсера типа "Измаил" . чертеж 1913 г.
Схема бронирования крейсера "Измаил".
Схема бронирования крейсера "Измаил".
Схема бронирования крейсера "Измаил".
Поперечный разрез крейсера "Измаил".
Поперечный разрез крейсера "Измаил".
Поперечный разрез крейсера "Измаил".

Закладная доска линейного крейсера "Измаил".
Закладная доска линейного крейсера "Измаил".
Закладная доска линейного крейсера "Измаил".

Адмирал Григорович на церемонии закладки крейсера "Измаил".
Адмирал Григорович на церемонии закладки крейсера "Измаил".
Адмирал Григорович на церемонии закладки крейсера "Измаил".

Элементы набора киля линейного крейсера "Бородино".
Элементы набора киля линейного крейсера "Бородино".
Элементы набора киля линейного крейсера "Бородино".
Днищевой набор крейсера "Кинбурн".
Днищевой набор крейсера "Кинбурн".
Днищевой набор крейсера "Кинбурн".
Носовая оконечность крейсера "Наварин".
Носовая оконечность крейсера "Наварин".
Носовая оконечность крейсера "Наварин".
Формирование корпуса крейсера "Бородино".
Формирование корпуса крейсера "Бородино".
Формирование корпуса крейсера "Бородино".
Корпуса крейсеров "Наварин" и "Бородино" на стапелях Адмиралтейского завода на Галерном острове.
Корпуса крейсеров "Наварин" и "Бородино" на стапелях Адмиралтейского завода на Галерном острове.
Корпуса крейсеров "Наварин" и "Бородино" на стапелях Адмиралтейского завода на Галерном острове.

Немного про линейные крейсера "Измаил".
"Кинбурн".
"Кинбурн".
"Кинбурн".

Молебен на палубе "Бородино".
Молебен на палубе "Бородино".
Молебен на палубе "Бородино".
"Измаил" перед спуском.
"Измаил" перед спуском.
"Измаил" перед спуском.
Носовое спусковое устройство крейсера "Измаил".
Носовое спусковое устройство крейсера "Измаил".
Носовое спусковое устройство крейсера "Измаил".

"Измаил" сходит со стапеля.
"Измаил" сходит со стапеля.
"Измаил" сходит со стапеля.

"Измаил" у достроечной стенки. Толпа рабочих  на его палубе приветствует спуск на воду  "Бородино" в верхнем левом углу.
"Измаил" у достроечной стенки. Толпа рабочих на его палубе приветствует спуск на воду "Бородино" в верхнем левом углу.
"Измаил" у достроечной стенки. Толпа рабочих на его палубе приветствует спуск на воду "Бородино" в верхнем левом углу.

"Бородино" перед спуском на воду. Лето 1915 г.
"Бородино" перед спуском на воду. Лето 1915 г.
"Бородино" перед спуском на воду. Лето 1915 г.
"Бородино" перед спуском.
"Бородино" перед спуском.
"Бородино" перед спуском.
Николай-2 осматривает "Бородино".
Николай-2 осматривает "Бородино".
Николай-2 осматривает "Бородино".

Сход со стапеля "Бородино".
Сход со стапеля "Бородино".
Сход со стапеля "Бородино".
Корпус "Бородина" в акватории Невы.  Еще не снято носовое спусковое устройство.
Корпус "Бородина" в акватории Невы. Еще не снято носовое спусковое устройство.
Корпус "Бородина" в акватории Невы. Еще не снято носовое спусковое устройство.

"Кинбурн" перед спуском. Октябрь 1915 г.
"Кинбурн" перед спуском. Октябрь 1915 г.
"Кинбурн" перед спуском. Октябрь 1915 г.
"Кинбурн" в момент спуска.
"Кинбурн" в момент спуска.
"Кинбурн" в момент спуска.
"Наварин" перед установкой гребных валов.
"Наварин" перед установкой гребных валов.
"Наварин" перед установкой гребных валов.
"Наварин".
"Наварин".
"Наварин".

Башенная мастерская Обуховского завода. Башни для крейсера на заднем плане.
Башенная мастерская Обуховского завода. Башни для крейсера на заднем плане.
Башенная мастерская Обуховского завода. Башни для крейсера на заднем плане.

Вращающиеся столы  орудийных башен в цеху Металлического завода.
Вращающиеся столы орудийных башен в цеху Металлического завода.
Вращающиеся столы орудийных башен в цеху Металлического завода.

В башенной мастерской Металлического завода. Трехорудийная  356 мм .
В башенной мастерской Металлического завода. Трехорудийная 356 мм .
В башенной мастерской Металлического завода. Трехорудийная 356 мм .
356 мм на орудийном лафете. Фотография 30-х г.
356 мм на орудийном лафете. Фотография 30-х г.
356 мм на орудийном лафете. Фотография 30-х г.
356 мм на железнодорожном транспортере.
356 мм на железнодорожном транспортере.
356 мм на железнодорожном транспортере.

Погрузка парового котла .
Погрузка парового котла .
Погрузка парового котла .

Морской министр И. К. Григорович осматривает  Балтийский завод.
Морской министр И. К. Григорович осматривает Балтийский завод.
Морской министр И. К. Григорович осматривает Балтийский завод.
Буксировка  крейсера "Измаил" на разборку в Германию.
Буксировка крейсера "Измаил" на разборку в Германию.
Буксировка крейсера "Измаил" на разборку в Германию.

Все фотографии взяты из открытых источников.

Спасибо за внимание. До встречи.