Жительница Карпинска посчитала, что ее права потребителя нарушили

– Купила сыну в подарок телефон в салоне «Связной». Телефон стоит 17 тысяч, в итоге по чеку я заплатила 29 тысяч, – рассказывает жительница города Елена Х. – Как так получилось? Я и сама не ожидала. По акции мне предложили аксессуары к телефону, сим-карты, кредит оформили… Потом уже в чеке увидела, что и страховку оформили.

В чеке Елены Тихоновны (он есть в распоряжении редакции) очень много пунктов. Среди них есть и «ВСК-Гарантия 2-й и 3-й год», который стоил женщине 3 тыс. рублей, совершенно непонятный «Консультация Верный курс» за 2,5 тысячи, и даже СМС-информирование (918 рублей).

– Какая консультация? Мне аксессуары в упаковках отдали, не дали даже в руках подержать. И я сразу сказала, что страховка мне не нужна, – поясняет не такая уж и счастливя после всех перипетий, связанных с покупкой, обладательница телефона. – Планирую заявление в Роспотребнадзор подать.

«Благодаря комплексной настройке вы сможете раскрыть полный потенциал вашего смартфона. Наши специалисты покажут и расскажут о полезных функциях смартфона, а также произведут настройку согласно описанию пакета», – эти слова сопровождают описание пакета «Верный курс» на сайте «Связного». Оказывается, 2,5 тысячи Елена Тихоновна отдала за… настройку телефона. Правда она не припомнит, чтобы ей работники салона сотовой связи что-то объясняли.

Надо сказать, что в Интернете немало жалоб на работу салона связи: люди рассказывают о навязанных страховках и оплаченных «настройках», прочих услугах, о которых клиенты не просили. Онлайн-юристы дают советы, как действовать в таких случаях. Не раз звучит важный, но, к сожалению, частенько нами забываемый совет о том, что надо бы читать внимательнее документы, которые подписываешь.

Североуральский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в ответ на редакционный запрос пояснил следующее: Согласно п.22 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55, предлагаемые продавцом услуги в связи с продажей товаров могут оказываться только с согласия покупателя. Покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товара, а также потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия. Продавец не вправе обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением других товаров или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов.

Справка

Статья 16 закона «О защите прав потребителей» гласит:

– Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя. Если у него возникли убытки, то они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

– Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

В ответ на вопрос, могут ли банки установить требования по страхованию кредитов и обязательны ли они для выполнения, Роспотребнадзор прокомментировал: Существуют случаи, когда страхование обязательно, но это касается кредитов на серьёзные суммы, предполагающих залог (ипотека, автомобиль и т.п.). В случае же мелкого потребительского кредитования, включая то, что сети техники и электроники называют покупкой в рассрочку, решение страховаться или нет остаётся на усмотрение клиента.

Эх, сколько раз слышали клиенты, оформляя кредиты в магазинах, что, мол, это банк диктует условия, а без этого – ни-ни… Роспотребнадзор в ответ на вопрос «могут ли работники магазина отказывать в покупке/оформлении кредита на гражданина, если он отказывается от страховки», поясняет: «Нет. Согласно закону «О потребительском кредите» кредитор обязан предложить заёмщику альтернативный вариант займа на сопоставимых условиях (сумма и срок возврата) без обязательного заключения договора страхования. Без страховки договор с банком часто теряет свою привлекательность: например, резко повышается процентная ставка».

А вот имеет ли право покупатель обратиться в магазин и отказаться от оплаченных им товаров и страховки? Специалисты отвечают: «На основании ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору, а также руководствуясь ст.ст. 421, 422, 927 ГК РФ, считаем возможным расторгнуть договор страхования жизни и здоровья заемщика по кредитному договору».

Где получить консультацию
В случае нарушения прав потребителей, при необходимости получения консультаций, оформления искового заявления, претензий можно обратиться в Консультационный пункт Североуральского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» (входящий в систему Роспотребнадзора) расположенный по адресам:
– г. Североуральск, ул. Свердлова, 60а, телефон 8(33480) 2-22-50;
– г. Краснотурьинск, ул. Коммунальная, 6а, телефон 8(34384) 6-30-61.