Лов китов коренными жителями Камчатки, до ХХ века.

Все народности Камчатки,за исключением коряков-оленеводов (чавчувенов), питались исключительно морепродуктами или дарами многочисленных рек полуострова.На особом месте у нымылан (это те кто живёт на побережье), испокон веков - стоял промысел китов. Чтобы поймать кита, древние жители Камчатки готовили сети из кожи моржей. Для этого ленты кожи, толщиной в человеческую руку они долгое время коптили в дыму, пока эти ремни не приобретали особую прочность и каменную твёрдость. Утяжелив такие сети множеством камней, прибрежные жители устанавливали их в определённых бухтах или устьях рек. Когда киты, в погоне за косяками рыб, заплывали или выплывали из бухты, они хвостами запутывались в этих сетях. Уже после того как кит погибнет, к нему на байдарах подплывали рыбаки и зацепив его кожаными ремнями, буксировали его к берегу.

Запутавшийся в сетях кит.    Фото: commons.wikimedia.org
Запутавшийся в сетях кит. Фото: commons.wikimedia.org

В это время все жители поселения, одевшись в лучшие одеяния, ждали своих рыбаков на берегу. Все девушки и женщины племени, вместе с шаманами исполняли ритуальные пляски и песни, таким образом они поздравляли китоловов с огромной добычей.

Когда кит оказывался на берегу, людьми строился на берегу балаган, в котором помещали деревянное изображение кита. В это время шаманы исполняли все свои ритуалы, чем подчёркивали торжественность данного момента.

Затем все присутствующие шли к поверженному киту и начинали его разделку. К этому они относились с особой серьёзностью, ведь это был их главный годовой запас продуктов. Они все подходили к киту и разрезали его на куски, отделяя кожу от мяса. Здесь нужно отметить то, что мясо и кожа у кита очень жёсткие. Все мягкие ткани у кита поедались сразу, как только начинается праздник...Твёрдое мясо и кожа подвергались длительному копчению на многочисленных кострах. Кожа шла на изготовление подошвы обуви, копчённое мясо размягчалось путём расколачивания... Сало сортировалось по отдельности: с головы, спины, боков и хвоста. Затем подготавливались специальные ямы и в них разогревались выложенные камни. На раскалённые камни укладывался слой свежих ольховых дров, на них раскладывали слоем сало. Над салом ложили ещё дрова, следом слой сала и т.д. Заполнив яму таким "слоёным пирогом", закрывали её ветками, сверху насыпали слой земли. Через несколько часов всё это доставали, причём сало освобождённое от излишнего жидкого жира, покрывалось бурой корочкой. Такое сало могло храниться годами и было приятно на вкус. Жидким китовым салом (ворванью), имеющим не очень приятный привкус, коренные жители наполняли промытые кишки кита, которые потом запечатывали и они служили им своеобразными сосудами.

Закончив разделывать кита, аборигены заканчивали все ритуальные церемонии и закрывали деревянного кита в балагане. С наступлением утра, деревянное изображение кита неведомым образом исчезало. Шаманы объявляли собравшимся людям, что "кит ушёл" ... В доказательство показывали следы, напоминающие мышиные, которые вели к морю.

Если вас интересуют история и быт наших предков- подпишитесь на этот канал.