Памятные реликвии Кубанского казачьего войска

Реликвии и регалии — это своего рода символы доблести, геройства и чести. Многие важнейшие церемониалы, парады или молебны в истории казачества всегда сопровождались выносом этих памятных реликвий.

Сегодня я решила показать фотографии самых уникальных из имеющихся в музее экспонатов, собранных благодаря истинным почитателям кубанского казачества. Такую красоту редко где и встретишь. Мне понравились серебряные потиры — чаши для причастия. Этой уже больше 200 лет. Посмотрите какая оригинальная работа, сочетающая и ковку, и эмаль, и красивую тонкую гравировку.

Сфотографировала и вот такую старинную лампаду.

В музее мы увидели и уникальное напрестольное евангелие, которое существует с 1759 года. Его напечатали в России, таких книг было всего 600 экземпляров, а печатали их долгих три года. Его вес около 30 килограммов.

В 1763 году евангелие было подарено сечевой церкви Покрова Пресвятые Богородицы последним атаманом Запорожской Сечи Петром Калнышевским

Ниже, старинная бронзовая булава XVIII века. Многие регалии казаков представляли собой символы атаманской власти. К ним относились и булавы, насеки, бунчуки, печати и перначи.

Слово булава произошло от общеславянского була — шишка, набалдашник. Так, казаками называлось оружие с деревянной или металлической рукоятью и шаровидной головкой, которую часто делали с острыми шипами. Булава олицетворяла верховную власть и служила неотъемлемым атрибутом кубанских кошевых атаманов.

Далее можно рассмотреть медали из бронзы. Медаль под цифрой 5 отлили в честь образования наместничества Екатеринославского и Таврической области.

В связи с этими событиями любимца императрицы — князя Потёмкина стали именовать Светлейшим князем Потёмкиным — Таврическим или коротко князем Таврическим, так как именно благодаря его заслугам и была присоединена к России живописная Таврида (Крымом эту землю стали называть только с 1918 года).

Под цифрой 6 представлена настольная серебряная медаль, которую отлили в честь «Присоединения Крыма и Тамани к России».

А это фотография серебряной медали одного из кошевых атаманов Запорожской Сечи, пожалованная ему в знак императорской милости ко всему Запорожскому войску. Аверс и реверс.

Православие являлось духовным стержнем кубанского казачества. Деятельность войскового духовенства занимала важное место в истории и культуре казачества. Опасности и тревоги военной жизни усиливали значение образа святых.

У многих икон имелся оклад. Здесь вы можете рассмотреть оклад иконы «Святого Николая Чудотворца». Сама икона была изготовлена на средства судьи Черноморского казачьего войска Антона Головатого для благословения Черноморской флотилии (Екатеринодар, 1794).

В те далёкие времена при монастырях создавались кубанские мастерские и школы иконописи. Так, близ станицы Брюховецкой находился монастырь Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни. А возле станицы Новосвободной располагался монастырь Свято-Михайло-Афонской Закубанской пустыни.

Ниже на фото вы увидите две иконы Пресвятой Богородицы XIX века: «Неопалимая Купина» и «Утоли моя печали» (к сожалению из-за бликов сложно рассмотреть) . Между ними находится уникальная дарохранительница второго Полтавского полка Кубанского казачьего войска (1914).

Такие святые иконы писались в основном на доске, а киоты и оклады икон украшались ажурной золочёной и серебряной фольгой, яркими полевыми цветами. Кубанская икона по манере письма отличается яркостью красок и поэтичностью образов.

Эта икона Пресвятой Богородицы (Кубанская область, XIX век). Её оклад выполнен из серебра.

Фотографируя потиры, решила чуть-чуть увеличить изображение, чтобы можно было вам рассмотреть все мелкие детали. Такая чаша была и в те времена роскошью, а датируется она 1861 годом.

Это тоже потир, но на нём имеется лишь гравировка по серебру.

Посмотрите какая искусная тонкая работа.

Нам показали и пасхальные яйца, благо проходит Светлая пасхальная неделя. Мне понравились вот такие керамические яйца с ангелами (начало XX века). И фарфоровое яйцо с росписью.

А сколько было разных крестов с драгоценными камнями и красивой инкрустацией. Многие фотографии не получились, Отсвечивали стёкла, но кое-что покажу.

Это серебряный крест священника. Россия начало XX века. А рядом находится и небольшой серебряный крест с эмалью (12), его называли подарочным. Такие кресты изготавливали для духовенства и вручали в честь 300-летия царствующего Дома Романовых (Россия, 1913).

Как вы думаете, что находится ниже на фото?

Это церковная лампада, просто она перевёрнута вниз. Лампада — светильник, зажигаемый перед иконами. Она сделана из бронзы и находилась в Русской православной церкви города Белграда в 30-е годы XX века.

В те годы там существовал Кубанский войсковой музей, в котором экспонировались и хранились многие регалии и реликвии. Однако, во время бомбардировок фашистами в 1941 году многие экспонаты были потеряны, лишь кое-что удалось перевезти в страны Западной Европы, и через много лет реликвии попали вновь на историческую Родину.

Можно было рассмотреть и напрестольное серебряное евангелие, датируемое ещё 1771 годом (золочение, эмаль, чеканка). Оно было подарено Кубанскому войсковому музею ещё в 1912 году неким священником из станицы Старонижестеблиевской, и вот уже больше 100 лет находится здесь в целости и сохранности. Посмотрите какая работа, настоящее произведение искусства.

Или вот такая чаша — потир, но уже со вставками из фарфора и гравировкой.

Тут каждая деталь поражает воображение. Как можно было такое сотворить несколько столетий назад.

Очень филигранная работа, не правда ли?

Ниже на фото изображена икона святого великомученика Георгия Победоносца, относится к началу XX века.

Много чего ещё можно было показать, но я по возможности стараюсь сократить исторические детали, показать самое уникальное.