Гнев. Причины. Каналы распространения

Гнев

Зачем нужно изучать тему гнева?

· Гнев — это причина разрушения взаимоотношений (покрытие дживы в том числе в отношении дживы и Бога)

· Гнев — это мостик, через который проявляются все другие анартхи. Гнев часто действует как некоторое средство реализации других неудовлетворенных анартх. Поэтому разговор о гневе — это разговор о всех наших анартхах. Гнев действует в паре с другими анартхами, как слуга, поэтому с этой точки зрения эта тема о многих анартхах. Поэтому победить гнев невозможно, если человек не будет работать с другими анартхами

· Гнев -причина апарадх, в особенности вайшнава апарадх. Тенденция закрепления апаратх — это гнев.

· Гнев — это один из трех врат в ад. (вожделение, гнев, жадность). Т.е. они являются причинами деградации

· Гнев — это причина того, что человек становиться заложником внутренних смятений и внутренних страданий. Т.е. сам человек становиться несчастным, имея склонность к гневу.

Гнев (Камануджа), или младший брат вожделения, выполняет защитную и компенсационную функции при любой анартхе и особенно при желании славы.

Чтобы лучше понять это, мы проанализируем разные причины гнева:

1. Нереализованное вожделение.

2. Настойчивые советы, даваемые при нежелании их понять и им следовать, раздражают личность, вызывая гнев. Это происходит потому, что прожектор этих советов ярко освещает нашу несостоятельность, неумение или лень в следовании благим пожеланиям. Отсюда и их неприятие.

Даже если человек отказался внутри себя следовать возвышающим наставлениям, то их регулярное и методичное повторение заставляет сознание возвращаться к мысли о том, правильно ли я положил этот внутренний запрет, а может быть я не прав? Балансировка высокой самооценки в сторону ее занижения под влиянием желания славы вызывает приступ гнева в этой ситуации.

3. Критика, оскорбления.

4. Препятствия, возникшие на пути реализации планов и надежд.

Смиренное их приятие на пути духовного восхождения и решительное их преодоление — залог дальнейшего продвижения. Но под влиянием тщеславия может возникнуть раздражение на возникающие препятствия.

Гнев на трудности — это косвенно гнев на Бога, посылающего их нам. Желание славы навязывает нам представление: «Я — всемогущая личность, на пути у которой просто ничего не должно возникать, никаких трудностей».

Желание славы опасно и тем, что переводит на невидимый уровень не преодоленные препятствия, лишая тем самым преданного возможности совершать духовный прогресс. Непреодоленное препятствие задерживает духовный рост.

5. Нетерпимость к невежеству других людей тоже может вызвать гнев.

Влияние тщеславия здесь таково, что преданный считает: «Я — вайшнав, а тот человек — демон». Эта анартха заставляет ощутить большую дистанцию между собой и материалистом. Ощущение дистанции может привести к высокомерному отношению относительно поведения невежественного человека, к вспышкам гнева. Смиренное отношение не за- слоняет те факты, что

а) я тоже вел раньше такой образ жизни;

б) до сих пор во мне множество недостатков и пороков, и я всего лишь предпринимаю робкие попытки стать вайшнавом;

в) невежественные действия людей, находящихся в незнании, происходят автоматически под влиянием их кармы, они совершенно не отдают отчета в своих поступках, и гневаться на них бессмысленно.

Желание славы, словно черная туча, скрывает это духовное понимание, погружая сознание во мрак гуны невежества, атрибутом которой и является гнев.

Каналы, через которые проявляется гнев:

1. Удовлетворенная анартха (мы получаем сеюминутное наслаждение), но потом возникает апатия, неудовлетворение, исходящее от вечной души.

Пример: Зависть. Человек пытается удовлетворить свою зависть, через критику, поиск недостатков, и он получает от этого какое-то удовлетворение, но потом в сердце поселяется внутренняя апатия и возникает гнев, как попытка компенсировать это неудовлетворение, потому что, это не то, что он хотел.

2. Неудовлетворенная анартха

Человек не может удовлетворить зависть. Находится в такой обстановке, что не может критиковать. Опять же возникает этот внутренний гнев, который компенсирует эту анартху, которая не проявилась.

3. Кто-то мешает удовлетворить анартху.

Кто-то мешает удовлетворить анартху и говорит, что ты не должен завидовать, ты должен служить. И видя такие внешние препятствия фактически возникает опять гнев, как компенсация того, что я не могу проявить свободно эту анартху. (Нет ни внутренних препятствий в виде совести, ни внешних препятствий - в виде наставлений)

4.Контраст с противоположным качеством

Контраст. Человек завистлив. Находясь с тем человеком, который проявляет доброжелательность, желание служить, то он ярче ощущает свою зависть, т.е. другой человек как фонариком высвечивает анартху, понимает свою ущербность и вместо того, чтобы стать на путь искоренения зависти - он приходит в гнев, пытаясь найти недостатки.

И так гнев действует с любой другой анартхой, будь то то страх, ложные ожидания, корысть, коварство. Практически все они по этим 4 каналам могут привести к тому, что мы будем гневаться.