Монохром

Начало 2010-х ознаменовалось приходом в Россию белого цвета. Гладкие стены без каких-либо намёков на колер сперва шокировали, потом примелькались, и несмотря на то, что так и не успели утвердиться в статусе безошибочного выбора на все времена (привет, обои из строительного магазина!), самые продвинутые пользователи, насмотревшись скандинавского белого, поняли – пора двигаться дальше. Но цвет – это всегда непросто!

Страх останавливает эксперименты. А вдруг получится попугаисто? Безвкусно? Слишком кричаще? Слишком тускло? Как сочетать два или, не дай бог, три цвета? На этот случай существует замечательное решение, способное одновременно и дать цвета, и остаться в рамках спокойного настроения – и это монохромные интерьеры.

Вопреки распространённому мнению, монохром не означает отсутствие цвета. «Mono» и «chrome» в переводе с латыни говорят всего об одном цвете – одном-единственном, становящимся основой интерьера. Он может быть и белым, да. Но что мешает пойти дальше? Переливы оттенков в рамках выбранного цвета могут быть и элегантными, и спокойными, и тревожными – в зависимости от вашего настроения. И для того, и для другого нужно соблюсти одни и те же правила, чтобы результат вас порадовал.

Первое – разница текстур и фактур. Если цветные варианты ещё способны выдержать одинаковые поверхности благодаря разнообразию нюансных оттенков, то белый цвет требует разнородности покрытия. В противном случае вся нюансная работа сольётся в одну невнятную массу. На практике это означает использование разнообразных материалов, будь то штукатурка или краска для стен, вязка разной крупности на текстильных изделиях, помятость натурального хлопка и льна, гладкость шёлка или сатина, мех, дерево, полированный или грубый камень и т.д. Один и тот же цвет будет по-разному выглядеть благодаря иному преломлению света на конкретном изделии, а всё вместе мягко и ненавязчиво создаст завораживающую картину спокойного, но интересного интерьера.

Второе – это контраст. Не стоит забывать об особенностях фактора, который выявляет цвет – это свет. В средней полосе России особенности естественного освещения таковы, что любая работа с нюансной палитрой пастельных оттенков обернётся большим и неразборчивым тусклым пятном. Но северные широты (и северные интерьеры) благодарно относятся к контрасту! Именно поэтому ахроматичные скандинавские интерьеры не кажутся скучными: в них всегда присутствует контраст.

В монохромных интерьерах в его роли может выступить акцент контрастного (в случае цветного интерьера) или любого (в случае ахроматичного интерьера) цвета в виде картины, постера, вазы, подушки или арт-объекта. В том случае, если замысел не предполагает ни малейшего отступления от монохромной палитры, в качестве контраста сработает всё тот же цвет, но с иной степенью насыщенности или светлости – например, глубокое бордо на бледно-розовом фоне.

Следующий важный момент – это динамика. Однотонный текстиль на однотонном фоне может как расслабить, так и вогнать в скуку. Чтобы этого не произошло, в монохромные интерьеры добавляют динамики – её внесут острые штрихи ножек и контуры мебели или рам для фотографий, а также принты – как наиболее простой и легкозаменяемый способ. Чёрно-белые принты подойдут к любому интерьеру, а если впечатление хочется смягчить, то и принт выбирается в оттенках выбранной гаммы.

Нейтральная палитра из оттенков белого, чёрного и натурального дерева подойдёт к любому монохромному интерьеру.

Как же выбрать основу — сам цвет? Стоит ли ориентироваться на «Цвет года» по версии Pantone или другие источники, рассказывающие об актуальном? Нет, если только вы не готовы перекрашивать комнату каждые полгода (это тоже неплохо и для кого-то, кто не может определиться, становится оригинальным выходом). Цвет – это, в первую очередь, психология. Посмотрите на свой гардероб, на предметы в доме, попробуйте почувствовать, какой оттенок дарит вам комфорт – и не пугайтесь, если он окажется слишком ярким, или слишком тусклым, или ещё каким-то «слишком» для общепринятого. Это ваша жизнь и ваш интерьер, и (по секрету) именно интерьеры, основанные на индивидуальных запросах и фантазиях, а не на желании вписаться в актуальную повестку, заставляют замирать с восхищенным ртом зрителей и вдохновляют других людей на то, чтобы менять свою жизнь и свой дом к лучшему.