Атмосферный диапазон 10сс. Между Beatles и Queen.

История этой удивительной группы началась в городе Стокпорте. Большой Манчестер. Будущие участники 10сс Лол Крим и Кевин Годли дружили с самого детства , а Грэм Гулдман учился с Годли в одной средней школе.

Их первая совместная работа появилась в 1964 году, когда группа Гулдмана The Whirlwinds записала композицию Лола Крима "Baby Not Like You". В последующие годы Крим и Годли записали еще ряд синглов, не имевших успеха.

В 1969 году Грэм Гулдман, который работал на студии Marmalade Records в качестве штатного хитмейкера, пригласил Крима и Годли для участия в сессионных записях. Гулдман к этому времени уже сделал себе громкое имя, написав такие хиты, как "Heart Full of Soul", "Evil Hearted You" и "For Your Love" для The Yardbirds, "Look Through Any Window" и "Bus Stop" для The Hollies , "No Milk Today", "East West" и "Listen People" для Herman's Hermits.

Graham Keith Gouldman
Graham Keith Gouldman

Боссу студии Джорджио Гомельскому ( бывшему продюсеру The Yardbirds) очень понравился фальцет Крима и он предложил дуэту контракт на запись альбома. В сентябре 1969 года Godley & Creme записали несколько базовых треков в Strawberry Studios со Стюартом на гитаре и Гулдманом на басу. Будущий альбом получил название Frabjoy and Runcible Spoon.

Kevin Michael Godley
Kevin Michael Godley

Гомельский планировал сделать из Godley & Creme некое подобие дуэта Simon & Garfunkel. Но выпуск альбома Frabjoy and Runcible Spoon так и не состоялся, так как студия Marmalade обанкротилась.

Laurence Neil "Lol" Creme
Laurence Neil "Lol" Creme

Тем временем четвертый будущий участник 10cc , гитарист Эрик Стюарт, играл с Wayne Fontana и Mindbenders . Когда Фонтана покинул группу в октябре 1965 года, группа стала называться просто The Mindbenders , а Стюарт стал их ведущим вокалистом. Группа записала хит " A Groovy Kind of Love " . В марте 1968 года Гулдман присоединился к Стюарту в The Mindbenders, заменив басиста Боба Ланга, и выступал на живых концертах. Гулдман написал два из последних трех синглов группы, "Schoolgirl" (выпущена в ноябре 1967 года) и "Uncle Joe the Ice Cream Man" (август 1968 года). Эти синглы не попали в чарты, и The Mindbenders распались после короткого тура по Англии в ноябре.

Eric Michael Stewart
Eric Michael Stewart

В последние дни работы с The Mindbenders, Стюарт начал записывать демо нового материала в Inner City Studios, которой тогда владел Питер Таттерсолл, бывший менеджер Билли Дж. Крамера и Dakotas . В июле 1968 года Стюарт стал совладельцем студии, где он мог отточить свои навыки инженера звукозаписи. В октябре 1968 года Inner City Studios переехал в большее помещение и была переименована в Strawberry Studios , в честь песни The Beatles " Strawberry Fields Forever ".

В 1969 году Гулдман также начал использовать Strawberry для записи песен, которые он писал для Marmalade . К концу года он также стал финансовым партнером этой компании.

К 1969 году все четыре члена оригинального состава 10cc регулярно работали вместе в Strawberry Studios. Примерно в то же время в Англию прибыли известные американские авторы и поп -продюсеры Джерри Касенец и Джеффри Кац из Super K Productions, которые заказали Гулдману ряд песен в стиле bubblegum . Многие из которых были записаны в Strawberry Studios и исполнены будущими музыкантами 10cc.

Среди записей этого периода был "Sausalito", хит № 86 в США, который был выпущен, как песня Ohio Express в июле 1969 года. На самом деле эту песню исполнил Гулдман, с бэк- вокалом и инструменталом трех других будущих участников 10cc.

В декабре 1969 года Касенец и Кац согласились с предложением Гулдмана о том, что он будет работать исключительно в Strawberry, а не постоянно перемещаться между Стокпортом, Лондоном и Нью-Йорком. Гулдман убедил пару, что все эти двухминутные песни могут быть написаны, исполнены и спродюсированы им и его тремя коллегами, Стюартом, Годли и Кримом, за гораздо меньшую оплату, которую тратили на приглашение приходящих сессионных музыкантов. Касенец и Кац забронировали студию на три месяца.

Кевин Годли вспоминает:

Мы сделали много треков за очень короткое время. Это выглядело, как музыкальная машина. Двадцать треков за две недели – там было действительно много дерьма. Мы могли подделывать чужие голоса, Все это экономило их деньги. Мы даже делали женский бэк-вокал.

Результатом трехмесячного проекта стало появление нескольких треков под именем разных групп,принадлежащих Kasenetz-Katz, в том числе "There Ain't No Umbopo" от Crazy Elephant, "When He Comes" от Fighter Squadron и "Come on Plane" от Silver Fleet (все три песни с вокалом Godley), и "Susan's Tuba" от Freddie and the Dreamers (который стал мега-хитом во Франции и демонстрировал великолепный вокал Фредди Гаррити , который на самом деле исполнял Гулдман)

Лол Крим вспоминал:

«Синглы продолжали появляться под странными именами, которые действительно записывали мы. Я понятия не имею, сколько их было, или что случилось со всеми ними».

Стюарт считал сделку с Kasenetz-Katz большим прорывом:

«Это позволило нам получить дополнительное оборудование, чтобы превратить Strawberry в настоящую студию. Сначала они интересовались написанием песен Грэхема, но когда они узнали, что он участвует в записях, я думаю, они решили, что гораздо выгоднее - это забронировать его студию и затем заставить его там работать. Но в итоге они записали песни Грэма, а затем некоторые песни Кевина и Лола, и мы все работали вместе ».

Когда трехмесячное соглашение с Kasenetz-Katz закончилось, Гулдман вернулся в Нью-Йорк, чтобы работать в качестве штатного автора песен для Super K Productions, а остальные трое продолжали экспериментировать в студии.

В отсутствие Гулдмана, Годли, Крем и Стюарт продолжали записывать синглы. Первый трек « Неандерталец », выпущенный под именем Hotlegs , начал свою жизнь как эксперимент по наложению барабанов на новом микшерном пульте Strawberry Studios. Но, когда Fontana Records выпустили его в качестве сингла в июле 1970 года, он поднялся до № 2 в британских чартах и стал мировым хитом, с продажей более двух миллионов копий.

Примерно в то же время трио выпустило "Umbopo" под именем Doctor Father .

Под названием Hotlegs, в начале 1971 года Годли, Крим и Стюарт записали альбом Thinks: School Stinks , в который вошел «Неандерталец». Затем они позвали Гулдмана для короткого тура в поддержку The Moody Blues .

Музыканты продолжали трудиться в Strawberry, работая с Дейвом Берри , Уэйном Фонтаной , Питером Ковапом и Германом Хермитсом , и создавали оригинальные композиции для различных футбольных команд Великобритании. Без Гулдмана они записали еще несколько синглов под именем The New Wave Band.

В 1971 году они играли на Space Hymns , альбоме музыканта New Age Рамазеса ; в 1972–73 они совместно продюсировали и играли на двух альбомах Нила Седака , Solitaire и The Tra-La Days Are Over.

Опыт работы над альбомом Solitaire , который стал успешным для Sedaka, побудил группу искать успех под своим собственным именем.

Гулдман, который к 1972 году вернулся в Strawberry Studios, сказал:

Думаю, это был успех Нила Седаки. Мы все время брались за любую работу, которую нам предлагали, и нас это действительно расстраивало. Мы знали, что мы стоим больше, чем это, но нужно было что-то, что подтолкнуло нас к этому. Мы были немного расстроены тем, что мы сделали весь первый альбом Нила только за фиксированную оплату за сессию, когда мы могли бы записывать наш собственный материал.

Стюарт говорил, что решение было принято во время ужина в китайском ресторане: «Мы спросили друг друга, не стоит ли объединить наши творческие силы и попытаться сделать что-то с песнями, над которыми каждый из нас работал в то время».

И уже вчетвером группа записала песню Stewart / Gouldman - "Waterfall" в начале 1972 г. Стюарт предложил демо для Apple Records . Он ждал несколько месяцев, прежде чем получил ответ от лейбла, в котором говорилось, что песня недостаточно коммерческая, чтобы выпускать ее как сингл.

Не смутившись отказом Apple, группа решила предложить другую песню, которая была написана в качестве возможной B-стороны к" Waterfal", композицию Godley/Creme под названием "Donna". Песня была откровенной пародией на doo-wop 1950-х годов, диким образцом коммерческой поп-музыки с ироничным соло, спетым фальцетом.

Стюарт сказал: " Мы знали только одного человека, который был достаточно крут, чтобы выпустить песню, и это был Джонатан Кинг.» Стюарт позвал Кинга, успешного предпринимателя, продюсера ,который приехал в Strawberry Studios, послушал трек и заявил: "Это потрясающе, это хит.

В июле 1972 года Кинг подписал контракт с группой и назвал их 10cc. По его собственной версии, Кинг увидел это название во сне, в котором он стоял перед Odeon Hammersmith в Лондоне, где на билборде было написано "10cc - самая лучшая группа в мире".

Есть другая версия о происхождении названия. Крим рассказывал в поздних интервью, что 10сс – это объем мужской спермы , который был больше, чем средний объем эякулята мужчины, тем самым подчеркивая их огромную творческую потенцию.

С самого начала творческого пути уже под собственным именем , в 10сс было 2 творческих дуэта. Стюарт и Гулдман писали коммерческие боевики, по мелодичности, не уступавшие композициям Битлз. Годли и Крим больше экспериментировали со звуками, стилями, писали глубокие тексты, вдохновленные серьезной литературой и кинематографом.

Каждый участник 10cc был мультиинструменталистом, вокалистом, автором и аранжировщиком, а творческие дуэты периодически менялись, так что композиции авторства Godley/Gouldman или Creme / Stewart не были редкостью.

Группа располагала уникальным вокальным диапазоном. Четверка солистов перекрывала весь мужской вокальный спектр. Лол Крим пел фальцетом и тенором. Стюарт – тенором и баритоном, Гулдман – баритон и бас. Самый объемный голос был у Годли- он одинаково мастерски владел , как фальцетом, так и тенором, баритоном и басом.

Их композиции часто были построены на сменах размера, тональности, переходах из одной мелодии в другую, третью.. Чем напоминали работы поздних Битлз и Куин.

Наверное самый лучший альбом золотого состава – это The Original Soundtrack.

Альбом примечателен сразу двумя суперхитами, написанными разными дуэтами. Вступительный трек " Une Nuit A Paris (One Night In Paris)" Godley & Creme -восьмиминутная, многоголосая "мини-опера", которая, как полагают, повлияла на "Bohemian Rhapsody" Queen. Есть версия ( не подтвержденная документально), что услышав One Night In Paris, Фредди Меркури окончательно понял, как именно должна звучать Богемская Рапсодия.

А самый большой успех пришел с мечтательной балладой "i'm Not In Love", которая стала №1 Великобритании в июне 1975 года. Песня обеспечила им первый успех американского чарта, где достигла № 2. Совместная работа Стюарта и Гулдмана "i'm Not In Love" замечательна своей инновационной аранжировкой, особенно многократно наложенным хоровым вокалом.

Годли говорил:

Если бы я выбрал один трек из всего, что мы сделали, "i'm Not In Love" был бы моим любимым. У него есть что-то, что не имеет ни один из наших других треков. Это трудно объяснить, но там все рассказано о любви, так просто, всего за шесть минут.

Четвертый LP 10cc, How Dare You! (1976), представил еще два хита - "Art for Art's Sake" (№5 в январе 1976) и ""I'm Mandy, Fly Me"" (№6, апрель 1976). Но к этому времени, ранее близкие личные и рабочие отношения между четырьмя участниками начали портиться, и это был последний альбом с оригинальным составом.

Трения между двумя творческими силами группы во время записи How Dare You достигли пика . Каждый дуэт, понимал, как далеко друг от друга уходят их идеи. Когда сессии закончились, Годли и Крим покинули 10cc.

В интервью 2007 года Годли объяснил:
"Мы ушли, потому что нам больше не нравилось то, что писали Гулдман и Стюарт. Мы ушли, потому что альбомы 10cc становились слишком предсказуемыми, и мы чувствовали себя в творческой западне."

После ухода Годли и Крима, Стюарт и Гулдман решили продолжить работу под именем 10cc. Они давали концерты и выпускали альбомы до 1983 года, после чего группу покинул Стюарт.

В 1991 году четыре участника оригинального состава воссоединились для записи ...Meanwhile (1992) . Однако альбом не был "воссоединением" в строгом смысле этого слова. Все песни альбома были написаны Стюартом и Гулдманом (за исключением одного трека Don't Break the Promises, который был написан в соавторстве Стюартом и Полом Маккартни в конце 1980-х). Creme и Godley согласились участвовать в записи альбома, чтобы выполнить свои обязательства перед Polydor. Группа была обязана записать для Polydor еще один альбом, контракт был подписан еще перед тем когда они распались. Godley и Creme спели фоновый вокал на нескольких треках альбома. Годли также спел заглавную песню "The Stars Didn'T Show".

Лейбл сделал все возможное, чтобы создать впечатление, что это был настоящий реюньон-альбом. Но запись не произвела задуманного эффекта.

За выпуском альбома последовал тур в 1993 году, но уже без Годли и Крима. Стюарт покинул группу после этого тура и позже повторял: "10cc хорошо и по-настоящему закончился».

В 1999 году Гулдман организовал новый состав 10cc, состоящий из других музыкантов.

Но это уже совсем иная история…