Drama&Dragons
77 subscribers

Drama&Dragons. Четыре танкиста и собака, или позиции игрока в нарративной игре.

103 full reads
161 story viewUnique page visitors
103 read the story to the endThat's 64% of the total page views
9,5 minutes — average reading time
Доброго времени суток. Меня все еще зовут Роман aka Drakoning. Я - профессиональный гейм-дизайнер и сценарист компьютерных игр. Уже больше двадцати лет я занимаюсь настольными ролевыми играми. И здесь я продолжаю рассказывать о жанре драмы.
Доброго времени суток. Меня все еще зовут Роман aka Drakoning. Я - профессиональный гейм-дизайнер и сценарист компьютерных игр. Уже больше двадцати лет я занимаюсь настольными ролевыми играми. И здесь я продолжаю рассказывать о жанре драмы.
Доброго времени суток. Меня все еще зовут Роман aka Drakoning. Я - профессиональный гейм-дизайнер и сценарист компьютерных игр. Уже больше двадцати лет я занимаюсь настольными ролевыми играми. И здесь я продолжаю рассказывать о жанре драмы.

Эта статья снова не столько о драме, сколько о теории настольных ролевых игр вообще. Но одно от другого не отделить, так что приходится разбираться и с этим.

В статье про нарратив я уже рассказывал о том, что такое нарративные игры, так что повторяться не будем. Давайте лучше сосредоточимся на пяти основных позициях, которые могут занимать мастер и игрок:

  • Позиция актера - взгляд на игру изнутри, через восприятие и логику персонажа.
  • Позиция режиссера - взгляд на игру в целом, как на способ донесения определенных идей.
  • Позиция сценариста - взгляд на игру как на последовательность событий.
  • Позиция оператора - взгляд на игру как на набор ярких сцен и захватывающих моментов.
  • Позиция игрока - взгляд на игру как на набор игромеханических вызовов.

Разберем их каждую в отдельности.

Актер задаст игре эмоциональный настрой.
Актер задаст игре эмоциональный настрой.
Актер задаст игре эмоциональный настрой.

Актерская позиция.

Самая распространенная позиция из тех, что занимают игроки. Все наши любимые истории про "глубокое вживание" и "мой персонаж так бы не поступил". Впрочем, мастера тоже не чураются этой позиции - им же тоже нужно играть своих персонажей.

Для актерской позиции характерно "движение изнутри" - действия персонажа продиктованы его внутренней логикой и мотивацией. Игрок вживается в образ, сочувствует ему, сопереживает, а подчас и в буквальном смысле отождествляет себя с персонажем.

Главное достоинство актерской позиции - ее эмоциональность. Находясь в буквальном смысле в шкуре персонажа, актер наиболее остро чувствует все его внутренние переживания, все микродвижения его души. Если актер способен адекватно транслировать это наружу (а на то он и актер) - полдела уже сделано. Команда увидит хорошо исполненную роль, прочувствованные эмоции и последовательность в принятии решений.

Главная проблема чистой актерской позиции - эгоизм. Актер видит только то, что происходит внутри его персонажа, а на общую историю смотрит через узкие бойницы глаз своего героя. Эта позиция способствует замыканию игрока на себя (ведь все самое прекрасное, что он видит, происходит внутри его персонажа). В свою очередь, это влечет за собой игнорирование потребностей как истории в общем, так и историй каждого из сопартийцев в частности.

Из написанного выше может создаться впечатление, что я с каким-то пренебрежением отношусь к актерской позиции. Отнюдь. Актерская позиция может стать основой, на которой можно надстроить все остальное. Хотя не редки случаи, когда игрок глубоко и надолго застревает в актерской позиции. Равно как существует масса игроков, вовсе чурающихся актерства.

Режиссер обеспечит грамотное взаимодействие героев в истории.
Режиссер обеспечит грамотное взаимодействие героев в истории.
Режиссер обеспечит грамотное взаимодействие героев в истории.

Режиссерская позиция.

Если актер подобен механику-водителю танка, укрывшемуся за толстой броней персонажа, то режиссер - это командир, по пояс высунувшийся из башенного люка. Он видит поле боя целиком, и знает, где его "танк" (читай "персонаж") в данном повествовании будет наиболее уместен и полезен.

Главная задача режиссера - рассказать историю. Не сочинить (этим занимается сценарист), а именно рассказать. Ведь именно от рассказчика в большей степени зависит, о чем будет история. Кто-то расскажет историю Ромео и Джульетты как лирическую песнь о первой любви, а кто-то - как криминальный роман о разборках двух мафиозных семей на улицах Вероны.

Режиссерская позиция позволяет видеть всю сцену и определять, как игрокам лучше взаимодействовать внутри нее, чтобы максимально раскрыть собственные характеры, общее настроение сцены, а заодно и в целом идею игры.

Проблемой начинающего режиссера может стать чрезмерное отдаление от актерской позиции, а значит - принесение внутренней логики персонажа в жертву общей логике повествования. К счастью, это довольно быстро проходит по мере наработки опыта. Продолжая танковую аналогию - хороший командир часто выглядывает из башни, но не вылезает из нее целиком.

Сценарист поможет построить историю с нуля.
Сценарист поможет построить историю с нуля.
Сценарист поможет построить историю с нуля.

Сценарная позиция.

Драматург в нашем танке - это заряжающий. Он света белого не видит, наружу не выглядывает, но у него всегда наготове парочка бронебойно-зажигательных событий.

Всякая история состоит из событий. Интересных, крутых, захватывающих. Они могут быть взяты из готового приключения (тогда можно считать, что в вашем танке установлен механический автомат заряжания), могут быть продиктованы мастером, но могут быть созданы совместно мастером и игроками.

Чаще всего драматургическую позицию авторитарно оккупирует мастер. И на первый взгляд это оправданно. Ведь написать хороший сценарий одному в тишине, имея достаточно свободного времени - куда проще, чем создать хоть плохонький толпой в условиях жесткого тайминга на сессии. Так кажется многим, но это вовсе не так.

Если игроки имеют представление о структуре повествования, о том, как строится история, какие существуют тропы и приемы в данном жанре, в стрессовой ситуации на игре они вместе могут предложить целый набор куда более неожиданных и интересных поворотов, нежели те, что мастер сочинил дома в тиши.

А могут и не предложить. И тогда действовать придется мастеру. В конце концов тут все на равных.

Оператор - самый яркий игрок в команде.
Оператор - самый яркий игрок в команде.
Оператор - самый яркий игрок в команде.

Операторская позиция.

Операторская позиция позволяет разнообразить, украшать и зонировать сцену. Оператор - это наводчик. Он смотрит на все в прицел видеокамеры, выбирая наилучший ракурс, и вжаривает фейерверками.

Это очень важно и очень сложно - сделать сцену яркой, расставить в ней акценты, показать каждого из героев в наиболее удачный его момент, разделить сцену на набор планов, то исключая из них некоторых участников, то включая в разных комбинациях, позволяя всем раскрыться, показать себя, и все это не теряя ритма и под зажигательную музыку.

Оператор - это человек-аттракцион. Он играет, чтобы сделать яркую сцену. И это часто подводит его, так как каждая сцена сама по себе может быть отличной, но вместе они могут быть вообще никак не связаны. Не говоря уже о том, чтобы складываться в какую-то историю.

Но и без оператора в наше время никак. Он направляет софиты, выделяя спотлайт, беря то общий, то крупный план, позволяя то всей команде проявить слаженность, то показать сильную сторону каждому конкретному герою. Он создает в игре вау-эффекты, взрывает ситуации и создает проблемы. Главное - держать его под контролем режиссера.

Геймер - самый эффективный персонаж для решения игровых вызовов.
Геймер - самый эффективный персонаж для решения игровых вызовов.
Геймер - самый эффективный персонаж для решения игровых вызовов.

Геймерская позиция.

Несмотря на название, позиция игрока до зарезу необходима и мастеру. Ибо это позиция владыки геймплея. Поставить интересный энкаунтер, создать увлекательный игровой вызов - это все позиция геймера. Собрать отменный билд, сделать оригинальную заявку, собрать все усиления, использовать окружение в сцене, выложить игромеханические тузы из рукава и бахнуть, чтобы финальному боссу жарко стало - это тоже важная часть нашего хобби.

Геймер знает систему и умеет ею пользоваться. Ему важны цифры в листе персонажа и позиции фигур на поле. Он напоминает нам, что мы пришли играть в игру, а не заниматься самодеятельным театром. И это прекрасно.

Отрицательные черты чисто-геймерского подхода, думаю, расписывать не требуется. Все мы видели это в комиксах и видеороликах на тему НРИ.

Положительных же сторон у этой позиции предостаточно. Все мы иногда любим катнуть кубы, чего уж там. Кто-то больше, кто-то меньше. Здоровый азарт делает сцену более насыщенной и драматичной. А уж сколько эмоций вызывает долгожданный критический провал... в общем, вы поняли.

В идеале вся эта пятерка должна слаженно работать в голове каждого из сидящих за столом. Кто-то может брать верх на время, кто-то отходить на второй план, но в целом, лучше без перекосов. Тогда ваши игры и ваши истории будут получаться по настоящему интересными, уникальными и захватывающими.

И да, я не претендую ни на звание "гуру" от НРИ, ни на лавры истины в последней инстанции. Я не утверждаю, что драма чем-то лучше иных жанров или направлений. Если вы играете иначе - честь вам и хвала. Ибо "ролевые игры обширны и разнообразны, а драма - лишь узкий и очень нишевой жанр для небольшой целевой аудитории".
Я просто пытаюсь показать разнообразные возможности нашего хобби. И если статья вам понравилась, пожалуйста, поставьте лайк. Вам не сложно, а от этого зависит развитие канала и выход новых статей.

Предыдущие публикации:
1.
Драма в настольных ролевых играх — это легально?
2. Из чего же, из чего же… Структура драмы в первом приближении.
3. Конфликт — двигатель истории.
4. Весь фокус в фокусе. Как распознать драму.
5. От внутреннего конфликта к внешнему.
6. Нарратив. Терминологическое исследование. Читать на свой страх и риск.