Drama&Dragons
77 subscribers

Drama&Dragons. Семь заповедей ролевых игр.

135 full reads
222 story viewsUnique page visitors
135 read the story to the endThat's 61% of the total page views
6 minutes — average reading time
Доброго времени суток. Меня зовут Роман aka Drakoning. Я - профессиональный гейм-дизайнер и сценарист компьютерных игр. Уже больше двадцати лет я занимаюсь настольными ролевыми играми. Здесь я рассказываю о жанре драмы.
Доброго времени суток. Меня зовут Роман aka Drakoning. Я - профессиональный гейм-дизайнер и сценарист компьютерных игр. Уже больше двадцати лет я занимаюсь настольными ролевыми играми. Здесь я рассказываю о жанре драмы.
Доброго времени суток. Меня зовут Роман aka Drakoning. Я - профессиональный гейм-дизайнер и сценарист компьютерных игр. Уже больше двадцати лет я занимаюсь настольными ролевыми играми. Здесь я рассказываю о жанре драмы.

На этот раз никакой объективной теории. Все нижеизложенное - не законы и не правила. Это мои личные тезисы, к воплощению которых я стремлюсь (по возможности). С ними можно не соглашаться, можно (и нужно) спорить, или можно их игнорировать - все в ваших руках.

В 2016 году я прочитал одну статью, которая называлась "Одиннадцать способов стать лучшим игроком". Она мне тогда очень понравилась (она действительно хороша и стоит прочтения). Но со временем я слегка пересмотрел свои приоритеты и составил свой собственный список "заповедей" хорошей игры.

Эти заповеди относятся в равной степени и к игроку, и к мастеру. Они частично перекликаются с принципами мастера церемоний из PbtA и другими советами игрокам и мастерам. Но чего еще ждать от заповедей?

Удивляй

Фантазируй, делай неожиданные заявки, разворачивай повествование под неожиданным углом, выдавай новую неожиданную информацию, вставляй "вот это поворот" в свои сцены, описывай тривиальные действия с необычного ракурса, в конце концов!

Любопытство - первый и самый простой способ вовлечь игрока в историю. Все мы играем, чтобы узнать, что же будет дальше. И этот интерес появляется только тогда, когда регулярно случаются неожиданные вещи. Регулярно - это не реже, чем один раз в сцену.

Вбрасывай

Делай пасы. Предлагай клевые идеи, подкидывай их мастеру или игрокам, находящимся в спотлайте. Рассыпай их не скупясь, как щедрый сеятель - авось что-то да взойдет. Но только делай это не топорно. Нет ничего хуже, чем говорить другим игрокам, что они должны делать. Подсказывай нежно, походя, намеками.

Спроси "А эти стальные фермы, что поддерживают крышу, они ведь совсем проржавели, так?" или "А тот малый, что работает в банке уборщиком, разве не племянник твоей кузины? Кажется мы видели его на твоем прошлом дне рождения..."

Не пихай свои заявки в чужой спотлайт, но делись идеями через наводящие вопросы. И не обижайся, если их не примут - тот чувак в свете софитов скорее всего тоже имеет что-то крутое в голове.

Реагируй

Да, пасы нужно еще и принимать. Читай между строк. Суй ветки во все дырки и кликай на все интерактивные зоны. Все, что говорят мастер или другие игроки - говорится не просто так. Подхватывай это и развивай.

Помни, если кто-то раз за разом видит, что его идеи игнорируют, он рано или поздно решит, что тут хорошо и без него. Так что давай! Работай не только на себя, но и на каждого из собравшихся за столом. И, возможно, они тоже будут работать на тебя. А если нет - тебе хотя бы не в чем будет себя упрекнуть.

Поддерживай

Если кто-то говорит "А" - скажи "Б". Вот прямо так. Не согласен? Хочешь отменить чью-то заявку? У тебя будет время сказать об этом во время перерыва или после игры. А сейчас - улыбаемся и машем.

Понятно, если кто-то прется в твою "красную зону" и ты чувствуешь физический дискомфорт, тебя никто не просит поддерживать это. Да ты и не сможешь. Тут не до заявок - найти бы силы взять тайм-аут и уйти восстанавливать душевное равновесие.

Все остальное - побоку. В самом крайнем случае можешь уточнить, зачем твой товарищ делает эту заявку. Отдает ли он себе отчет в последствиях? Но и это уже прыжки на очень тонком льду.

Почему? Да потому, что отменив чужую заявку, ты совершаешь сразу три преступления:

  • Говоришь, что его заявка - фигня. Бывает, люди после этого уходят из игры.
  • Говоришь, что ты лучше знаешь, как играть в ролевые игры. А это, во-первых, неправда, а во-вторых - невежливо.
  • Крадешь чужую награду.

Да, кто-то может приходить на игру не за тем, зачем приходишь ты. И эта заявка для него может быть не просто фигней, а той самой вкуснятиной, за которой он тянулся с самого начала игры.

Передавай

Получил эмоции - передай дальше. Не задерживай. Как при игре в мяч - отдавай в одно касание. Не возвращай тому, кто их тебе дал - старайся задействовать кого-то еще. Постоянно поддерживай мяч в воздухе.

Меня попросту бесят люди, которые игнорируют других игроков. Те, кто, получив эмоциональный заряд, уходят в себя и там "съедают" его с довольным видом, не возвращая ничего в игру.

И в той же мере бесят те, кто играет только с одним своим любимым друзьяшечкой, забив на всех остальных.

При этом тот, кто подает (инициирует конфликт), мало того, что не получает никакой эмоциональной отдачи за свой (немалый) труд, но еще и выглядит идиотом. Это подрывает доверие и попросту убивает игру.

Возлюби

Это самое простое и самое сложное. Оглянись вокруг. Посмотри на этих классных парней и девчонок, собравшихся за столом. Посмотри на их героев. А теперь полюби их. Если уж не первых, то хотя бы вторых.

Нет, правда! Найди в них что-то такое, что делает их действительно классными. Даже у самого мерзкого и циничного из них есть что-то, за что его можно полюбить. Ну так найди это, вытяни на свет и полюби. Стань фанатом каждого из них.

Я уже писал это раньше, и я не устану писать это снова и снова. До тех пор, пока для вас это просто игра, а персонажи просто наборы аспектов, параметров или ходов - у вас ничего не получится. Вы должны хотеть знать, что же будет с этими охрененными героями дальше! Тогда вам самим захочется, чтобы их (читай: "ваша") история была действительно отличной.

Говори

И, наконец, самое главное. Да, наше хобби на 99% вербально. И в нем надо говорить ртом. Другого способа нет. То есть, их с завидным постоянством пытаются отыскать самые разные люди, но пока настольные ролевые игры остаются настольными и ролевыми - нам придется продолжать открывать рты и издавать звуки. И лучше бы делать это хорошо.

По сути, это - единственное, что действительно нужно уметь делать в нашем хобби. Можно не разбираться в системе - товарищи подскажут, можно не уметь в отыгрыш - искренние эмоции не заменят, но скомпенсируют недостаток актерского мастерства. А вот сказать за тебя, чего ты хочешь - не сможет никто.

Так что бери себя в руки и учись говорить. Описания, внутренний монолог, диалог. От первого и от третьего лица. Возвышенный слог и площадная брань. Все это можно выразить красиво, художественно, не пошло. Ну или, как минимум так, чтобы не вяли уши соседей по столу.

Говори не только по игре, но и об игре. Давай фидбэк, описывай свои ощущения. Озвучивай свои желания вне игры ясно и прямо. Вокруг тебя не телепаты, помни об этом.

В общем, старайся делать неожиданные ходы, делай и принимай пасы, не отменяй чужих заявок и старайся играть на всех, сидящих за столом. А главное - будь фанатом героев игры и говори ртом. И тогда есть шанс, что игра останется в памяти и в сердце чуть дольше, чем до конца последней сессии.

И да, я не претендую ни на звание "гуру" от НРИ, ни на лавры истины в последней инстанции. Я не утверждаю, что драма чем-то лучше иных жанров или направлений. Если вы играете иначе - честь вам и хвала. Ибо "ролевые игры обширны и разнообразны, а драма - лишь узкий и очень нишевой жанр для небольшой целевой аудитории".
Я просто пытаюсь показать разнообразные возможности нашего хобби. И если статья вам понравилась, пожалуйста, поставьте лайк. Вам не сложно, а от этого зависит развитие канала и выход новых статей.

Предыдущие публикации:
1.
Драма в настольных ролевых играх — это легально?
2. Из чего же, из чего же… Структура драмы в первом приближении.
3. Конфликт — двигатель истории.
4. Drama&Dragons. Весь фокус в фокусе. Как распознать драму.
5. От внутреннего конфликта к внешнему.
6. Нарратив. Терминологическое исследование. Читать на свой страх и риск.
7. Четыре танкиста и собака, или позиции игрока в нарративной игре.
8. Реактивная драма. Реакции и ситуации.
9. Диалоги о диалогах.
10. «Красная зона», или Как играть в драму и остаться психически здоровым.
11. Чего хочет игрок? И как не узнать этого.
13. Сцена. Или драма из желтого кирпича.