Храмы Томска

5 January 2019
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.

"...Поставить в городе храм во имя Живоначальной Троицы, "да придел страстотерпцы Христовы Бориса и Глеба, а другой Федора Стратилата..." 

Наказом царя Бориса Годунова, данным на "Благовещенье" 25 марта 1604 года, начинается история храмового зодчества Томска. Кремль 1604 года на Воскресенской горе становится местом возведения первого храма города, посвященного "Живоначальной Троице" Покровительнице Томска.

Город над Томью - это и памятник таланту и труду ушедших поколений - памятник его духовидцам и подвижникам, воплотившим в камне и дереве мечту о "внутреннем соборном единении, которое должно победить хаотическое разделение и вражду мира и человечества".

Подборка с изображениями храмов Томска составлена по следующим источникам:
1. Виды Томска. Издание фотографического отдела аптекарского магазина "Щепкин и Сковородов". - Томск, нач. XX ст.
2. Альбом видов Сибири "Великий путь". Издание "Аксельрод и КО". - Красноярск,1899.
3. Виды Томска. Издание книжного магазина П.И. Макушина. Томск, кон. XIX - нач XX ст.ст.
Подборка сопровождается картой Томска, с указанием местоположения нижеследующих храмов:

"...Поставить в городе храм во имя Живоначальной Троицы, "да придел страстотерпцы Христовы Бориса и Глеба, а другой Федора Стратилата..."

Наказом царя Бориса Годунова, данным на "Благовещенье" 25 марта 1604 года, начинается история храмового зодчества Томска. Кремль 1604 года на Воскресенской горе становится местом возведения первого храма города, посвященного "Живоначальной Троице" Покровительнице Томска.

Город над Томью - это и памятник таланту и труду ушедших поколений - памятник его духовидцам и подвижникам, воплотившим в камне и дереве мечту о "внутреннем соборном единении, которое должно победить хаотическое разделение и вражду мира и человечества".

Подборка с изображениями храмов Томска составлена по следующим источникам:
1. Виды Томска. Издание фотографического отдела аптекарского магазина "Щепкин и Сковородов". - Томск, нач. XX ст.
2. Альбом видов Сибири "Великий путь". Издание "Аксельрод и КО". - Красноярск,1899.
3. Виды Томска. Издание книжного магазина П.И. Макушина. Томск, кон. XIX - нач XX ст.ст.
Подборка сопровождается картой Томска, с указанием местоположения нижеследующих храмов:
1. БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР 1784 г. на "Торговом месте" "Нижнего города". Архитектурный стиль храма "Сибирское барокко". Первоначальный деревянный храм 1630 г. стоял юго-восточнее каменного и назывался "Христокрещенским". 6 августа 1804 г. на "Преображение Христово", в соборе была провозглашена Томская губерния. Ежегодно 6 января из собора устраивался Крестный ход на реку Томь для совершения обряда Великого водоосвящения.
1. БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР 1784 г. на "Торговом месте" "Нижнего города". Архитектурный стиль храма "Сибирское барокко". Первоначальный деревянный храм 1630 г. стоял юго-восточнее каменного и назывался "Христокрещенским". 6 августа 1804 г. на "Преображение Христово", в соборе была провозглашена Томская губерния. Ежегодно 6 января из собора устраивался Крестный ход на реку Томь для совершения обряда Великого водоосвящения.
2. ДУХОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1788 г. на "Песках". Архитектурный стиль храма - "Сибирское барокко". Первоначальный деревянный храм упоминается с 1652 г. Колокола храма первыми встречали чудотворный образ Божьей Матери Одигитрии из села Богородского при переправе Крестного хода через р. Томь (21 мая). Икона Божьей Матери Одигитрии являлась точной копией чудотворного образа Знамение Абалацкой Божьей Матери - Покровительницы Сибири. Навстречу иконе исполнялся акафист: 
"Днесь светло красуется град Томск,
Ярко зарю солнечную восприимши,
Владычице, чудотворную Твою икону".
2. ДУХОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1788 г. на "Песках". Архитектурный стиль храма - "Сибирское барокко". Первоначальный деревянный храм упоминается с 1652 г. Колокола храма первыми встречали чудотворный образ Божьей Матери Одигитрии из села Богородского при переправе Крестного хода через р. Томь (21 мая). Икона Божьей Матери Одигитрии являлась точной копией чудотворного образа Знамение Абалацкой Божьей Матери - Покровительницы Сибири. Навстречу иконе исполнялся акафист:
"Днесь светло красуется град Томск,
Ярко зарю солнечную восприимши,
Владычице, чудотворную Твою икону".
3. ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1789 г. - на "Воскресенской горе". Шедевр "Сибирского барокко". Школа санкт-петербурского архитектора В. Растрелли. Строители храма "Иван Карпов со товарищи". Первоначальный деревянный храм 1622 г. стоял восточнее каменного на территории Успенского мужского монастыря. К западу от храма в последней четверти XIX в. была построена колокольня для 1000-пудового колокола, доставленного в Томск из России санным путем.
3. ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1789 г. - на "Воскресенской горе". Шедевр "Сибирского барокко". Школа санкт-петербурского архитектора В. Растрелли. Строители храма "Иван Карпов со товарищи". Первоначальный деревянный храм 1622 г. стоял восточнее каменного на территории Успенского мужского монастыря. К западу от храма в последней четверти XIX в. была построена колокольня для 1000-пудового колокола, доставленного в Томск из России санным путем.
4. КАЗАНСКИЙ СОБОР Богородице-Алексеевского мужского монастыря 1789 г. на "Монастырском Месте" "Юрточной горы". Архитектурный стиль храма - "Сибирское барокко". Первоначальный проект 1767 г. московского архитектора князя Д. Макулова. Первоначальный деревянный храм был основан в 1658 г. игуменом старцем Ефремом (Березовским) при перенесении в Томск Усть-Киргизского монастыря Пресвятой Богородицы 1605 г. "Большой" колокол звонницы имел вес 303 пуда. Из храмовых икон наиболее почитался старинный образ Божьей Матери "Неопалимая Купина". К храму примыкал древний монастырский некрополь. На плане города храм занимает кардинальное положение, являясь центром связей храмовых доминант Томска и составляя с Воскресенской церковью и ансамблем Иоанно-Предтеченского монастыря градообразующую ось города.
4. КАЗАНСКИЙ СОБОР Богородице-Алексеевского мужского монастыря 1789 г. на "Монастырском Месте" "Юрточной горы". Архитектурный стиль храма - "Сибирское барокко". Первоначальный проект 1767 г. московского архитектора князя Д. Макулова. Первоначальный деревянный храм был основан в 1658 г. игуменом старцем Ефремом (Березовским) при перенесении в Томск Усть-Киргизского монастыря Пресвятой Богородицы 1605 г. "Большой" колокол звонницы имел вес 303 пуда. Из храмовых икон наиболее почитался старинный образ Божьей Матери "Неопалимая Купина". К храму примыкал древний монастырский некрополь. На плане города храм занимает кардинальное положение, являясь центром связей храмовых доминант Томска и составляя с Воскресенской церковью и ансамблем Иоанно-Предтеченского монастыря градообразующую ось города.
5. НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1795 г. на "Монастырском месте" "Юрточной горы". Архитектурный стиль храма - "Сибирское барокко". Первоначальный деревянный храм упоминается с 1634 г. С 1671 г. по 1777 г. храм входил в состав Христорождественского женского монастыря. Наиболее почитаемыми святынями храма являлись древние скульптурные образы Св. Николая и Св. Параскевы Пятницы.
5. НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1795 г. на "Монастырском месте" "Юрточной горы". Архитектурный стиль храма - "Сибирское барокко". Первоначальный деревянный храм упоминается с 1634 г. С 1671 г. по 1777 г. храм входил в состав Христорождественского женского монастыря. Наиболее почитаемыми святынями храма являлись древние скульптурные образы Св. Николая и Св. Параскевы Пятницы.
6. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СТАРО-КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР 1806 г. на "Уржатке". Архитектурный стиль храма - "Сибирское барокко". Первоначальный деревянный храм упоминается с 1639 г. В 1649 г. над храмом была надстроена Спасская церковь ("Сельский храм"). С 1834 по 1900 г. в соборе находилась кафедра Томского епископа. В соборе хранилась древняя икона "Живоначальной Троицы" - покровительницы Томска, перенесенная в 1820 г. из старинного Троицкого собора на Воскресенской горе. Икона являлась "Благословением" царя Бориса Годунова первостроителям Томского города 1604 г. Ежегодно 1 августа из собора устраивался крестный ход на р. Ушайку для совершения обряда малого водоосвящения.
6. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СТАРО-КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР 1806 г. на "Уржатке". Архитектурный стиль храма - "Сибирское барокко". Первоначальный деревянный храм упоминается с 1639 г. В 1649 г. над храмом была надстроена Спасская церковь ("Сельский храм"). С 1834 по 1900 г. в соборе находилась кафедра Томского епископа. В соборе хранилась древняя икона "Живоначальной Троицы" - покровительницы Томска, перенесенная в 1820 г. из старинного Троицкого собора на Воскресенской горе. Икона являлась "Благословением" царя Бориса Годунова первостроителям Томского города 1604 г. Ежегодно 1 августа из собора устраивался крестный ход на р. Ушайку для совершения обряда малого водоосвящения.
7. ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1810 г. в "Заозерье". Архитектурный стиль храма - "Сибирское барокко". Первоначальный деревянный храм XVII в. основан дворянином Качаловым, происходившим из града Углича, целиком сосланного в Сибирь в 1593 г., в наказание за смерть царевича Димитрия. Часть "Углича" была переведена в XVII ст. из Пелыма в Томск, где угличанами был основан исторический район "Заозерье". В храме находились иконы с мощами: Иоанна Предтечи, св. апостола Павла, св. евангелиста Марка, св. царевича Димитрия и других святых. А также почитаемая икона Христа Спасителя, высеченная на аспидном камне.
7. ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1810 г. в "Заозерье". Архитектурный стиль храма - "Сибирское барокко". Первоначальный деревянный храм XVII в. основан дворянином Качаловым, происходившим из града Углича, целиком сосланного в Сибирь в 1593 г., в наказание за смерть царевича Димитрия. Часть "Углича" была переведена в XVII ст. из Пелыма в Томск, где угличанами был основан исторический район "Заозерье". В храме находились иконы с мощами: Иоанна Предтечи, св. апостола Павла, св. евангелиста Марка, св. царевича Димитрия и других святых. А также почитаемая икона Христа Спасителя, высеченная на аспидном камне.
8. ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1810 г. на Вознесенском кладбище Томска в "Белозерье". Архитектурный стиль храма - "Сибирское барокко". Колокола храма первыми встречали чудотворный образ св. Николая из села Семилужного (8 мая). Ежегодно 1 июня из храма совершался Крестный ход к часовне Святого Креста на "Дальнем Ключе". Помимо православной, Вознесенское кладбище имело стороны: старообрядческую, католическую, магометанскую и еврейскую.
8. ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1810 г. на Вознесенском кладбище Томска в "Белозерье". Архитектурный стиль храма - "Сибирское барокко". Колокола храма первыми встречали чудотворный образ св. Николая из села Семилужного (8 мая). Ежегодно 1 июня из храма совершался Крестный ход к часовне Святого Креста на "Дальнем Ключе". Помимо православной, Вознесенское кладбище имело стороны: старообрядческую, католическую, магометанскую и еврейскую.
9. КОСТЕЛ СВ. РОЗАРИИ 1833 г. на "Воскресенской горе". Архитектурный стиль храма - "венецианский классицизм". История храма восходит к домовому костелу в подворье ордена иезуитов на Духовской улице 1806 г. Кампанелла (звонница) храма построена в 1856 г. архитектором Фадеевым по предполагаемому рисунку Г. Батенькова. Южный дорический портик построен в 1894 г. по проектам архитекторов Заранека и Шрейера. Первый орган был установлен каноником Энгельгардтом в 1862 г. Второй - более мощный - в 1902 г. Алтарным образом храма была точная копия картины Рафаэля "Преображение", оригинал которой хранится в Риме, в музее Ватикана. Костелу была приписана готическая часовня св. Антония на католической стороне Вознесенского кладбища.
9. КОСТЕЛ СВ. РОЗАРИИ 1833 г. на "Воскресенской горе". Архитектурный стиль храма - "венецианский классицизм". История храма восходит к домовому костелу в подворье ордена иезуитов на Духовской улице 1806 г. Кампанелла (звонница) храма построена в 1856 г. архитектором Фадеевым по предполагаемому рисунку Г. Батенькова. Южный дорический портик построен в 1894 г. по проектам архитекторов Заранека и Шрейера. Первый орган был установлен каноником Энгельгардтом в 1862 г. Второй - более мощный - в 1902 г. Алтарным образом храма была точная копия картины Рафаэля "Преображение", оригинал которой хранится в Риме, в музее Ватикана. Костелу была приписана готическая часовня св. Антония на католической стороне Вознесенского кладбища.
10. ТРОИЦКАЯ ЕДИНОВЕРЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1844 г. на "Воскресенской горе". Архитектурный стиль храма - "русско-византийский". История храма начинается с деревянной церкви в старообрядческом подворье у "Торгового Места" Томска, к западу от Богоявленского собора. Подворье было основано в конце XVIII в. старообрядцами, переселенными в Томск по Указу императрицы Екатерины II с уральской реки Керженец.
10. ТРОИЦКАЯ ЕДИНОВЕРЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1844 г. на "Воскресенской горе". Архитектурный стиль храма - "русско-византийский". История храма начинается с деревянной церкви в старообрядческом подворье у "Торгового Места" Томска, к западу от Богоявленского собора. Подворье было основано в конце XVIII в. старообрядцами, переселенными в Томск по Указу императрицы Екатерины II с уральской реки Керженец.
11. ЧАСОВНЯ ИВЕРСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ 1858 г. на Богоявленской площади города. Архитектурный стиль - "русский ампир". В XVII в. на месте часовни стояла старинная Христокрещенская церковь 1630 г. Часовня завершалась бронзовой скульптурой ангела-хранителя России и являлась точной копией московской Иверской часовни. В 1891 г., к приезду в Томск цесаревича Николая Александровича (императора Николая II), к западу от часовни была построена сень, над фронтоном которой был устроен горельеф с изображением императорской короны. Строилась часовня по чертежам томского инженера С. Петрова, в память Крымской войны 1854 - 1856 гг. Служба в часовне, при свете большой серебрянкой лампады, совершалась непрерывно в течении суток. Лампада называлась "Негасимой" и была воедино связана цепями и тягой со скульптурой ангела. К востоку от лампады находилась точная копия чудотворного образа иконы Иверской Божьей Матери со святой Афонской горы.
11. ЧАСОВНЯ ИВЕРСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ 1858 г. на Богоявленской площади города. Архитектурный стиль - "русский ампир". В XVII в. на месте часовни стояла старинная Христокрещенская церковь 1630 г. Часовня завершалась бронзовой скульптурой ангела-хранителя России и являлась точной копией московской Иверской часовни. В 1891 г., к приезду в Томск цесаревича Николая Александровича (императора Николая II), к западу от часовни была построена сень, над фронтоном которой был устроен горельеф с изображением императорской короны. Строилась часовня по чертежам томского инженера С. Петрова, в память Крымской войны 1854 - 1856 гг. Служба в часовне, при свете большой серебрянкой лампады, совершалась непрерывно в течении суток. Лампада называлась "Негасимой" и была воедино связана цепями и тягой со скульптурой ангела. К востоку от лампады находилась точная копия чудотворного образа иконы Иверской Божьей Матери со святой Афонской горы.
12. КИРХА ДЕВЫ МАРИИ 1859 г. на "Подгородней Елани". Архитектурный стиль храма "нео-готический". Школа санкт-петербурского архитектора Н. Бенуа. Храм замыкал перспективу "Немецкого Места" по Черепичной улице. Кирхе была приписана готическая часовня на лютеранской стороне Преображенского кладбища.
12. КИРХА ДЕВЫ МАРИИ 1859 г. на "Подгородней Елани". Архитектурный стиль храма "нео-готический". Школа санкт-петербурского архитектора Н. Бенуа. Храм замыкал перспективу "Немецкого Места" по Черепичной улице. Кирхе была приписана готическая часовня на лютеранской стороне Преображенского кладбища.
13. ИННОКЕНТЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1865 г. Иоанно-предтеченского женского монастыря на "Верхней Елани". Архитектурный стиль храма - "Сибирское барокко". У северных ворот храма находилась каменная часовня Домны Томской, причисленной в 1984 г. к "Собору сибирских святых и подвижников благочестия". К храму примыкал монастырский некрополь. Колокола храма первыми встречали чудотворные образы "Спаса Нерукотворного" из с. Спасского и "Богородицы Введения во Храм" из с. Ярского (26 мая).
13. ИННОКЕНТЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1865 г. Иоанно-предтеченского женского монастыря на "Верхней Елани". Архитектурный стиль храма - "Сибирское барокко". У северных ворот храма находилась каменная часовня Домны Томской, причисленной в 1984 г. к "Собору сибирских святых и подвижников благочестия". К храму примыкал монастырский некрополь. Колокола храма первыми встречали чудотворные образы "Спаса Нерукотворного" из с. Спасского и "Богородицы Введения во Храм" из с. Ярского (26 мая).
14. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1868 г. на "Верхней Елани". Архитектурный стиль храма - "Сибирское барокко". Народное наименование церкви "Ярлыковская" - в память о томском купце Ярлыкове, на средства которого строился храм. Церковь послужила перспективным и градостроительным ориентиром при закладке Томского императорского университета. Ежегодно 6 августа, после выхода из кафедрального собора, на Преображенской площади, разделялись крестные ходы с выносимыми из Томска чудотворными иконами - в с. с. Семилужное, Богородское, Спасское и Ярское.
14. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1868 г. на "Верхней Елани". Архитектурный стиль храма - "Сибирское барокко". Народное наименование церкви "Ярлыковская" - в память о томском купце Ярлыкове, на средства которого строился храм. Церковь послужила перспективным и градостроительным ориентиром при закладке Томского императорского университета. Ежегодно 6 августа, после выхода из кафедрального собора, на Преображенской площади, разделялись крестные ходы с выносимыми из Томска чудотворными иконами - в с. с. Семилужное, Богородское, Спасское и Ярское.
15. УСПЕНСКИЙ СОБОР 1870 г. Иоанно-Предтеченского женского монастыря на "Верхней Елани". К храму примыкало монастырское кладбище, одна из сторон которого называлась: "Профессорским некрополем". К востоку от монастырского кладбища, за восточной стеной монастыря, находилось Преображенское городское кладбище со сторонами: православной, лютеранской, магометанской и еврейской.
15. УСПЕНСКИЙ СОБОР 1870 г. Иоанно-Предтеченского женского монастыря на "Верхней Елани". К храму примыкало монастырское кладбище, одна из сторон которого называлась: "Профессорским некрополем". К востоку от монастырского кладбища, за восточной стеной монастыря, находилось Преображенское городское кладбище со сторонами: православной, лютеранской, магометанской и еврейской.
16. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР 1880 г. на "Подгородней Елани". Архитектурный стиль храма "русско-византийский". Первоначальный проект и постройка архитектора Бехтера. Переработка проекта и постройки архитектора Хабарова. Первоначальный деревянный храм относится к середине XIX ст.
16. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР 1880 г. на "Подгородней Елани". Архитектурный стиль храма "русско-византийский". Первоначальный проект и постройка архитектора Бехтера. Переработка проекта и постройки архитектора Хабарова. Первоначальный деревянный храм относится к середине XIX ст.
17. КАЗАНСКАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1887 г. на "Подгородней Елани", в ансамбле Томского Императорского университета. Алтарным образом храма являлась икона Казанской Божьей Матери - Покровительницы России. Архитектурный стиль, храма - "русский классицизм". Проект храма и ансамбля университета архитектора А. Бруни.
17. КАЗАНСКАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1887 г. на "Подгородней Елани", в ансамбле Томского Императорского университета. Алтарным образом храма являлась икона Казанской Божьей Матери - Покровительницы России. Архитектурный стиль, храма - "русский классицизм". Проект храма и ансамбля университета архитектора А. Бруни.
18. ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР 1900 г. на "Подгородней Елани". Архитектурный стиль храма - "русско- византийский". Проект собора архитектора К. Тона - автора проекта храма Христа Спасителя в Москве. Строительство храма было начато в 1845 г. Строился храм исключительно на частные пожертвования. Освящение собора состоялось 25 мая 1900 г. Проектная высота собора составляла 27 саженей 2 аршина 7 вершков (около 60 метров). Крест главного купола имел скульптурное изображение Распятия Христова, отражавшее идею христианского храма. В соборе находилась икона св. Николая - точная копия чудотворного образа из итальянского города Бара. Икона была подарена собору цесаревичем Николаем Александровичем (императором Николаем II) во время пребывания в Томске 5-6 июля 1891 г. "Большой" колокол звонницы храма имел вес 339 пудов 30 фунтов. Собор являлся главной культовой и архитектурной доминантой Томска. Собору посвящена книга томского историка К. Евтропова "История Троицкого кафедрального собора в Томске". "Лепта к 300-летию города Томска". Томск. 1904 г.
18. ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР 1900 г. на "Подгородней Елани". Архитектурный стиль храма - "русско- византийский". Проект собора архитектора К. Тона - автора проекта храма Христа Спасителя в Москве. Строительство храма было начато в 1845 г. Строился храм исключительно на частные пожертвования. Освящение собора состоялось 25 мая 1900 г. Проектная высота собора составляла 27 саженей 2 аршина 7 вершков (около 60 метров). Крест главного купола имел скульптурное изображение Распятия Христова, отражавшее идею христианского храма. В соборе находилась икона св. Николая - точная копия чудотворного образа из итальянского города Бара. Икона была подарена собору цесаревичем Николаем Александровичем (императором Николаем II) во время пребывания в Томске 5-6 июля 1891 г. "Большой" колокол звонницы храма имел вес 339 пудов 30 фунтов. Собор являлся главной культовой и архитектурной доминантой Томска. Собору посвящена книга томского историка К. Евтропова "История Троицкого кафедрального собора в Томске". "Лепта к 300-летию города Томска". Томск. 1904 г.
19. ИННОКЕНТЬЕВСКАЯ СЕМИНАРСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1900 г. на "Семинарском Месте" "Юрточной горы". Архитектурный стиль храма "русско-византийский". Проект храма и семинарии московского архитектора Е. Морозова. Первоначальный проект семинарии 1826 г. архимандрита Иоанникия - настоятеля Богородице-Алексеевского мужского монастыря. Реликвией храма являлась икона святителя Иннокентия, Иркутского Чудотворца, написанная на кипарисовой доске из гробницы святителя. 6 декабря 1917 г. в актовом зале семинарии, совмещенном с храмом, на общесибирском съезде областников была торжественно провозглашена независимая Сибирская Республика и избран первый Сибирский Парламент.
19. ИННОКЕНТЬЕВСКАЯ СЕМИНАРСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1900 г. на "Семинарском Месте" "Юрточной горы". Архитектурный стиль храма "русско-византийский". Проект храма и семинарии московского архитектора Е. Морозова. Первоначальный проект семинарии 1826 г. архимандрита Иоанникия - настоятеля Богородице-Алексеевского мужского монастыря. Реликвией храма являлась икона святителя Иннокентия, Иркутского Чудотворца, написанная на кипарисовой доске из гробницы святителя. 6 декабря 1917 г. в актовом зале семинарии, совмещенном с храмом, на общесибирском съезде областников была торжественно провозглашена независимая Сибирская Республика и избран первый Сибирский Парламент.
20. ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА 1902 г. на "Песках". Архитектурный стиль храма - "романтическая готика". Первоначальный храм на "Еврейском Месте" "Песков" упоминается с 1850 г. При храме располагалась богадельня и еврейское духовное училище.
20. ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА 1902 г. на "Песках". Архитектурный стиль храма - "романтическая готика". Первоначальный храм на "Еврейском Месте" "Песков" упоминается с 1850 г. При храме располагалась богадельня и еврейское духовное училище.
21. СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ. 1904 г. в "Татарской слободе" ("За Истоком"). Архитектурный стиль храма - "нео-мавританский". Первоначальное упоминание мечети относится к XVII в. В ограде храма располагалось магометанское духовное училище.
21. СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ. 1904 г. в "Татарской слободе" ("За Истоком"). Архитектурный стиль храма - "нео-мавританский". Первоначальное упоминание мечети относится к XVII в. В ограде храма располагалось магометанское духовное училище.
22. ЧАСОВНЯ СТАРЦА ФЕОДОРА КОЗЬМИЧА. 1904 г. В замке Богородице-Алексеевского мужского монастыря. Архитектурный стиль часовни - "русский классицизм". Проект часовни архитектора Оржешко. Первоначально (с 1864 г.) могилу старца с деревянным восьмиконечным крестом, отмечали четыре кедра, посаженные по углам ограды. В 1984 г. старец Феодор Козьмич причислен к "Собору сибирских святых и подвижников благочестия". Сибирская легенда указывает на идентичность личностей старца Феодора Козьмича и русского императора Александра I
22. ЧАСОВНЯ СТАРЦА ФЕОДОРА КОЗЬМИЧА. 1904 г. В замке Богородице-Алексеевского мужского монастыря. Архитектурный стиль часовни - "русский классицизм". Проект часовни архитектора Оржешко. Первоначально (с 1864 г.) могилу старца с деревянным восьмиконечным крестом, отмечали четыре кедра, посаженные по углам ограды. В 1984 г. старец Феодор Козьмич причислен к "Собору сибирских святых и подвижников благочестия". Сибирская легенда указывает на идентичность личностей старца Феодора Козьмича и русского императора Александра I
23. СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1907 г. у "Ближнего Ключа". Архитектурный стиль храма - "нео-русский", в традициях храма "Покрова-на-рву" ("Василия Блаженного") на Красной площади Москвы. Строился храм на средства гильдии томских рыбаков. Южный алтарь храма имел редкое для православного храма посвящение: во имя Папы Римского св. Сильвестра (IV в.), предсказавшего конечное торжество Всемирного Православия на Русской Земле.
23. СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1907 г. у "Ближнего Ключа". Архитектурный стиль храма - "нео-русский", в традициях храма "Покрова-на-рву" ("Василия Блаженного") на Красной площади Москвы. Строился храм на средства гильдии томских рыбаков. Южный алтарь храма имел редкое для православного храма посвящение: во имя Папы Римского св. Сильвестра (IV в.), предсказавшего конечное торжество Всемирного Православия на Русской Земле.
24. Проект храма во имя Преподобного Сергия Чудотворца Радонежского при Томской Духовной Академии. 1913 г. на "Академическом Месте" "Верхней Елани". Проект Духовной Академии в Томске высочайше утвержден Святейшим Синодом Русской Православной Церкви в начале 1914 г., с производством строительства в 1915-1916 г. г. Осенью 1916 г. предполагалось открытие Томской Духовной Академии с наименованием "Сибирская Духовная Академия". Архитектурный стиль храма строго "византийский". Прообразом храму послужил Дмитровский собор во Владимире (XII в.). Проект выполнен известным сибирским зодчим А.Д. Крячковым. Г. Скворцов
24. Проект храма во имя Преподобного Сергия Чудотворца Радонежского при Томской Духовной Академии. 1913 г. на "Академическом Месте" "Верхней Елани". Проект Духовной Академии в Томске высочайше утвержден Святейшим Синодом Русской Православной Церкви в начале 1914 г., с производством строительства в 1915-1916 г. г. Осенью 1916 г. предполагалось открытие Томской Духовной Академии с наименованием "Сибирская Духовная Академия". Архитектурный стиль храма строго "византийский". Прообразом храму послужил Дмитровский собор во Владимире (XII в.). Проект выполнен известным сибирским зодчим А.Д. Крячковым. Г. Скворцов
Составитель Г.Скворцов 
Издатели С.Божко, П.Погоцкий
Томск. 1990.
Составитель Г.Скворцов
Издатели С.Божко, П.Погоцкий
Томск. 1990.